Иатро-химия и иатро-физика: формирование научных школ в медицине XVII века

Несомненный прогресс медицинской науки в первой половине XVII столетия побудил ученых к созданию обобщающих систем, основанных на новейших достижениях. Поскольку физике и химии придавалось первостепенное значение, сформировались две конкурирующие школы: иатро-химиков и иатро-физиков. Каждая из них пыталась объяснить функционирование организма и причины болезней через призму одной из этих наук, что стало характерной чертой медицины эпохи научной революции.

Основателем школы иатро-химиков считается лейденский профессор Франциск Сильвий (Франц де ла Боэ). Хотя кафедры для изучения иатрохимии существовали и ранее, а такие ученые, как виттенбергский врач Даниэль Зеннерт, внесли значительный вклад в ее развитие, именно Сильвию удалось создать влиятельную школу. Этому способствовали его энциклопедические знания, выдающийся преподавательский талант, умение ясно формулировать идеи и харизматичная личность. Будучи также талантливым анатомом (ему принадлежит описание латеральной борозды мозга, fossa Sylvii), главной целью своей жизни он считал обоснование старой гуморальной патологии с помощью современной ему химии.

Центральным понятием учения Сильвия была ферментация. Под этим он понимал процесс превращения веществ в организме под влиянием гипотетических ферментов. Согласно его теории, под воздействием тепла тела (calor innatus) и «жизненных духов» (spiritus) в организме образуются конечные продукты двух типов: кислые и щелочные. Здоровье — это правильное соотношение этих начал, а болезнь вызывается нарушением баланса и появлением едких веществ (acrimonia) кислотной или щелочной природы. Таким образом, все болезни делились на две основные группы, что прямо восходило к принципам гуморальной патологии.

Такие взгляды предлагали обманчиво простую основу для терапии. Главной задачей врача было определить «кислотную» или «щелочную» природу заболевания и лечить по принципу «contraria contrariis» («противоположное противоположным»), назначая соответственно щелочи или кислоты. Хотя Сильвий придавал большое значение диете и поддержанию сил, а также использовал проверенные эмпирические средства, выбор лекарств в первую очередь диктовался его химической теорией. Учение Сильвия получило широкое распространение благодаря своей систематичности и удобству для клинического применения, а также выдающемуся педагогическому дару его создателя.

Среди последователей иатро-химии были и самостоятельные мыслители, такие как английский ученый Томас Уиллис. Хотя его нельзя назвать прямым учеником Сильвия, влияние последнего заметно. Уиллис занимался анатомией мозга и патологией нервной системы, а в физиологии, вслед за Парацельсом, признавал три химических начала: соль, серу и ртуть. Он также признавал роль ферментации, но связывал ее с духовными влияниями, что демонстрирует причудливое сочетание галеновской традиции с новыми химическими идеями.

Школа иатро-физиков возникла как противоположное направление, стимулированное философией Рене Декарта и открытием Уильямом Гарвеем кровообращения. Исходя из механистической модели этого явления, последователи школы стремились дать физическое объяснение всем процессам в организме. Одним из предшественников этого направления был Санторио Санторио, профессор из Падуи и Венеции.

Санторио с удивительным терпением в течение тридцати лет изучал обмен веществ с помощью сконструированных им самим приборов: весов, измерителей пульса, термометров и гигрометров. Свои исследования он изложил в труде «Ars de statica medicina» (1614). Крайне односторонне, отвергая химические объяснения, он интерпретировал все процессы чисто механически: пищеварение как измельчение, всасывание — как результат давления, дыхание — как механику грудной клетки. Важнейшим его вкладом стало введение понятия «perspiratio insensibilis» — незаметного испарения через кожу и легких. Нарушение этого процесса он считал причиной многих болезней, а терапию сводил главным образом к его восстановлению через потение.

Другим видным представителем был Джованни Альфонсо Борелли из Неаполя, которого часто относят к иатро-математикам. Он пытался дать строго математическое объяснение работе организма, например, рассчитывая механическую работу сердца. Еще дальше в механистических аналогиях пошел римский профессор Джорджо Бальиви, сравнивавший артерии с гидравлическими трубками, сердце — с поршнем, а мышцы — с рычагами. Хотя он осознавал односторонность своей теории и отделял ее от практики, настаивая на важности клинического опыта, другие иатро-физики стремились строить терапию непосредственно на своих умозрительных моделях.

Таким образом, убеждение, что пути иатро-химиков и иатро-физиков ведут в первую очередь к теоретическим познаниям, но мало способствуют прогрессу практической медицины, постепенно проникло в широкие врачебные круги. Это вызвало здоровую реакцию, предотвратившую потенциальный вред от чрезмерного увлечения умозрительными натурфилософскими построениями в ущерб эмпирическому наблюдению и помощи пациенту.

 


Сведения об авторах и источниках:

Авторы: Т. Мейер-Штейнег, К. Зудгоф.

Источник: История медицины.

Данные публикации будут полезны студентам-историкам медицины, исследователям античной науки и культуры, практикующим врачам, интересующимся историей своей профессии, а также всем, кто увлекается развитием научной мысли в классическую эпоху.


Дата добавления: 2026-01-02; просмотров: 16;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, добавьте сайт познайка в закладки и расскажите о нем друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2026 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. Политика конфиденциальности
Генерация страницы за: 0.01 сек.