Артикуляционный аппарат. Изображение голосового аппарата человека


Артикуляционный аппарат. Певческое голосообразование нельзя рассматривать в отрыве от речеобразования, ибо обе эти функции тесно связаны и правильное произношение слов имеет большое значение в профессии певца. Речь присуща лишь человеку. И. П. Павлов показал, что речевая функция внесла новый принцип в высшую нервную деятельность. Он говорил, что слово, хотя и «удалило нас от действительности», но в то же время «именно слово сделало нас людьми».

На основе речи человек владеет и высшим мышлением, так как оно тесно связано со словом, с языком, зависит от них. Несомненно, что у животных, не обладающих речью, нет и высшего мышления. Естественно, что существенный элемент пения — произношение слова.

Чем неразрывнее связь слов и музыки, чем лучше они дополняют друг друга, тем выше по качеству вокальное произведение. Музыка в вокальных произведениях служит средством, помогающим с особенной полнотой раскрыть и подчеркнуть смысл и значение слов.

К. С. Станиславский придавал большое значение слову при пении. Вот что он сказал по этому поводу: «Чаще всего слово при пении совершенно пропадает. Между тем слово — тема для творчества композитора, а музыка — его творчество, т. е. переживание данной темы, отношение к ней композитора. Слово — что, музыка — как. Тема творчества должна быть понятна слушающему оперу, и притом не только тогда, когда поет один певец, но и тогда, когда исполняется трио, секстет или целый хор».

При обучении пению придают огромное значение дикции, правильному произношению слов, а это зависит от четкого, правильного произношения звуков речи, из которых состоят слова. Все звуки речи, как известно, образуются с помощью артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат надо рассматривать как часть речедвигательного анализатора (см. выше). Функция органов артикуляции может быть понята только в работе речедвигательного анализатора как единого целого. Это функциональное единство и связывает столь различные по структуре и физиологическому назначению органы в один комплекс.

Вся работа речедвигательного анализатора в целом и всех его частей в отдельности имеет единое управление из двигательной зоны коры головного мозга. Но это управление, как будто вполне подчиняясь сознательным волевым импульсам, несет в себе элементы автоматизма и тем самым стоит на грани между соматическими и вегетативными функциями.

Чтобы правильно представить себе анатомические и функциональные взаимоотношения голосообразующих органов (гортани, глотки, артикуляционного аппарата), необходимо наблюдать их работу в совокупности. Таких наблюдений до сих пор было мало главным образом из-за методических трудностей. В последние годы появился ряд трудов зарубежных авторов с применением рентгенокиносъемочной методики для наблюдения работы голосовых органов. В Советском Союзе выдающимися работами в этой области явились исследования Н. И. Жинкина и Л. Б. Дмитриева.

Ниже приводится оригинальный рентгеновский снимок, произведенный при пении одного советского вокалиста. Снимок любезно предоставлен автору Л. Б. Дмитриевым из его диссертационной работы (см. рис. 15).

Рис. 15. (По Л. В. Дмитриеву). Изображение голосового аппарата человека, заснятое на рентгеновскую пленку во время пения и отпечатанное затем на фотобумагу. Контуры мягких тканей обведены черной чертой: 1 — верхняя губа, 1а — нижняя губа; 2 — верхние и нижние передние зубы; 3 —твердое нёбо; 4 — мягкое нёбо; 5 — язык; 6 — подъязычная кость; 7 — голосовые связки; 8 — трахея; 9 — кадык, или «адамово яблоко»; 10—задняя стенка глотки; 11 — позвонки; 12—нос, I —полость рта; II — полость глотки; III — вход в гортань; IV — надсвязочная полость гортани; V — полости носа; VI — полость носоглотки

Некоторые педагоги вокала считают необходимым проводить с обучающимися пению специальную подготовительную тренировку артикуляционного аппарата для правильного произношения гласных и согласных звуков. Это, несомненно, приносит очень большую пользу, так как в этом случае певец сможет лучше овладеть общепринятыми нормами произношения родного языка и четкой дикции, которых так не хватает некоторым современным вокалистам.

Пение выдающихся певцов всегда отличается кантиленой, то есть свойством голоса литься ровным, непрерывным потоком, как при игре на смычковом инструменте. В то же время такие певцы произносят слова предельно четко. Соединение кантилены с хорошей дикцией составляет одну из вершин вокального мастерства.

Это становится понятным, если учесть, что певческая форманта нарушает речевую, а кроме того, речь и пение идут в разном голосовом режиме.

Кантилена — не всегда плод обучения. Часто ею владеют и необучавшиеся певцы, принадлежащие к национальности, обладающей особой певучестью речи. Таковы, например, украинцы, итальянцы. Некоторые авторы указывают, что певучесть речи зависит от протяжности произношения гласных и краткого произношения согласных (Д. Аспелунд).

К сожалению, практика вокальной педагогики в данное время показывает, что с учащимися пению или совсем не занимаются дикцией, или занимаются очень недостаточно в процессе работы над вокалом. Но большинство педагогов- вокалистов не владеют методикой преподавания дикции. Между тем и сейчас возможна работа над дикцией у певцов при помощи некоторых методик. Так В. П. Морозов предложил способ количественной оценки дикции пения. Методика заключается в пропевании слоговых звукосочетаний в восходящем и нисходящем порядке гаммы, в пределах диапазона голоса. Слоговые звукосочетания считываются при этом с заранее составленной таблицы.

Упомянутый автор отмечает, что лучшая дикция наблюдается на средних звуках диапазона голоса. Дикция ухудшается на высоких звуках диапазона голоса и на переходных тонах от регистра к регистру.

Методика позволяет установить, на каких согласных и гласных и в каком регистре ухудшается дикция певца. Это даст возможность правильно и в определенном направлении работать над дикцией певца.

Заканчивая обзор полости рта—этого важного отдела верхней резонирующей трубки, где полностью формируются все речевые форманты для отдачи во внешнее пространство, необходимо коротко остановиться на выразительной системе, то есть той мускулатуре лица, работа которой дает мимический эффект.

Проблема связи мимики, как выразительного средства, с речевой или певческой деятельностью совершенно не разработана в науке. Кроме того, это является одной из тех «смежных» областей, которых так много возникает в процессе изучения природы человеческого голоса, тем более певческого.

Не имея возможности раскрыть полностью эту сложную проблему, необходимо все же коротко остановиться на некоторых, имеющихся в практике вокальной педагогики, установках, о связи мимики с певческим звуком. Эти установки используются многими педагогами и стали уже эмпирическими догмами.

Следует разобрать некоторые из этих установок с тем, чтобы определить их правомерность с позиций, имеющихся в настоящее время в науке.

 



Дата добавления: 2023-03-24; просмотров: 463;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.