Скальный (пещерный) заупокойный храм Рамзеса II (XIV - XIII вв. до н.э.)
Представляет единый ансамбль: Большой храм, посвященный фараону Рамзесу II и трем богам — Амону, Ра-Хорахте и Пта, и Малый, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II — Нефертари.
Храм, вырубленный в Нубийских скалах на берегу Нила, открывается мощной поверхностью пилонообразного откоса с 4 вытесанными в монолите скалы 20-метровыми скульптурами (рис. 8). В центре пилона — вход, ведущий в храм с классической схемой наземной планировки. Зал с 2 рядами осирических столбов,
Рис. 8
заменяющих двор; от него в толщу скалы отходит несколько тоннелеобразных погребальных камер и гипостильный зал со святилищем, отстоящим от входа на 53 м. Лишь дважды в году лучи солнца на восходе достигали дальней стенки с изображением фараона и богов.
Храм попал в зону затопления Асуанского моря и по решению ЮНЕСКО был распилен на блоки и перенесен на другое место 21 мая 1965 г.
В искусстве и архитектуре Египта Нового царства выделяется время царствования Аменхотепа IV (1424—1388 гг. до н.э.). Вместо культа многочисленных богов им вводится единый культ бога Атона — солнечного диска, олицетворяющего горизонт и небосклон и изображающегося в виде диска со множеством лучей-рук.
Столицу Аменхотеп переносит в город Ахетатон.
Архитектура Ахетатона характеризуется планировочным решением центра города, городских ансамблей и степенью благоустройства. В храмовых зданиях впервые делается попытка раскрыть храмовые помещения к свету, алтарь выносится в открытый перистильный дворик. К городу вели каменные дороги, в богатых кварталах существовал водопровод, целые рощи были посажены вокруг храмов и богатых усадеб. Бедные кварталы не изменили своего лица, хотя благодаря продуманной ориентации (город был построен на пустом месте по определенному плану) и в этих кварталах учитывалось направление наиболее благоприятных ветров и единые нормы для жилья.
Через 17 лет государственным богом снова становится Амон, но теперь глухие стены храмов заменяются колонными портиками и свет используется как дополнительное средство воздействия при религиозных обрядах. Первым примером такого типа храмов стал храм на острове Элефантина, где появились оконные проемы, высокий цоколь с лестницами и открытые портики.
Немногие подземные гробницы того времени, уцелели от грабителей, в их числе гробница Тутанхамона — фараона
• династии. Четыре камеры гробницы: вестибюль с вспомогательным помещением, погребальная камера и сокровищница, составляющие 90 кв. м, были наполнены культовым инвентарем и предметами художественного ремесла, поражающими своим изяществом и лаконичностью форм.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2339;