Архитектура Грузии, и связь с византийской архитектурой. Центральный крестообразный тип в грузинской архитектуре. (Храм Джвари в с.Бана, Храм Джвари в Мцхете).
История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет. Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился. С первых этапах развития средневекового искусства Грузии были созданы новые, характерные для средневековья типы церковных сооружений — базилики, отчасти сходные с сирийскими постройками, но отличавшиеся самобытными чертами как по плану и объемным решениям, так и по характеру орнаментально-декоративных мотивов. Еще ярче творческое своеобразие зодчих Армении и Грузии проявилось в центральнокупольных зданиях.
Центрально-купольные здания. В ранний период христианства в Закавказье (в IV-V вв.) в культовом зодчестве господствовал базиликальный тип храма. Однако под влиянием народного зодчества в VI-VII вв. основным типом культовой архитектуры становится центрально-купольный храм с квадратным объемом в центре, перекрытым куполом на барабане. Переход от квадратного основания стен к барабану купола осуществлялся с помощью тромпов – сферических поверхностей сводов в виде половины лежащего конуса.
В перекрытиях широко применялись наряду с сомкнутыми сводами крестовые, цилиндрические и полуцилиндрические. Арки оконных проемов делались подковообразной или стрельчатой формы. Основным строительным материалом служил естественный камень крупных размеров и кирпич-сырец. Камни наружных рядов кладки тщательно отесывались и укладывались на растворе. В промежутке между наружными рядами укладывалось заполнение из камней неправильной формы и раствора. Применяли также кладку стен из необработанных камней.
Превращение базилики в купольный храм. Важное видоизменение типа: стены рукавов креста превратились в тонкие столбы. Благодаря этому исчезли, соединившись с подкупольным пространством, угловые помещения храма. Получился цельный и уравновешенный интерьер, разделенный на три нефа тонкими столбами. Трехчастный алтарь, состоящий из примыкающих к наосу апсид, слился с пространством храма. Собор Эчмиадзина (в основном сохранивший формы VI века) имеет ещё одну особенность. К его стенам со всех сторон примыкают апсиды, служащие полукруглыми завершениями ветвей креста.
Храм Джвари в Мцхете К 545 году на «крестовой» горе уже стоял храм малого размера; сейчас он в руинах. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 метров) была воздвигнута в 590—604 годах. Возможно, её архитектором был Микел Тхели.Воздвигнутая на вершине скалистого массива, церковь служит его органическим завершением и центром всего окружающего ландшафта. Единство с ландшафтом подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы ровно как 1 к 7. Форма храма является результатом длительных поисков грузинских зодчих, отказавшихся от формы базилики и искавших оптимальную форму центрального крестового храма, с единым внутренним пространством. Храм Джвари – это типичная христианская церковь в Грузии. Небольшой по размерам храм в плане представляет вписанный в квадрат крест с полукруглыми апсидами на концах. Внутреннее пространство обладает соразмерностью, ясностью и четкостью. Завершён храм куполом на восьмигранном барабане.Облик фасадов определяется гранёными апсидами с плоскими нишами. Восточная и южная сторона храма украшены скульптурными рельефами и орнаментами, на гранях алтарной апсиды — три рельефа с изображениями ктиторов. Скульптуры грубоваты и наивны по исполнению, но в целом орнамент хорошо подчеркивает архитектурные формы храма. Архитектурное решение выделяется исключительной цельностью, вписанностью в ландшафт. Купол на восьмигранном барабане послужил чтимым образцом для Атенского Сиона (в Горийском муниципалитете) и множества других кавказских храмов, став символом средневековой Грузии.
Храм Джвари в с.Бана.Храм в Бана представляет собой четырехгранник, окруженный наружной круглой стеной. Интересны пропорции храма: его диаметр составляет 38 метров при 30-метровой высоте купола, придающий его силуэту легкость.Полагают, что церковь в Бана относится к середине VII в., она сохранилась вплоть до XIX в., когда начала использоваться в качестве форта и подверглась бомбардировке в одной из русско-турецких войн того периода. В результате сохранилась только алтарная часть с апсидой высотой примерно 15 метров. Была разрушена и другая интересная круглая церковь в Таоскари. Она была построена в X в., имеет 8 наружных и 16 внутренних граней. Раньше она была увенчана 16-сторонним куполом с конической крышей.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 4077;