Храм Конфуция (Кунмяо) и Императорская академия (Гоцзыцзянь) в Пекине
Это второй по величине конфуцианский храм в Китае после храма на родине Конфуция в Цюйфу. Ансамбль храма и примыкающее к нему крупнейшее конфуцианское высшее учебное заведение были первоначально созданы во время правления монгольской династии Юань (1271-1368). В 1306 был открыт храм, в 1308 - Императорская академия. В последующие династии Мин и Цин развитие этого главного храмово - учебного комплекса конфуцианства постоянно продолжалось.
В минскую эпоху (1368-1644) существовало две Императорских академии: северная академия в Пекине и южная в Нанкине, изначально первой столице минского Китая, а после переноса главной столицы в Пекин - второй столице Китая. В цинскую эпоху главной конфуцианской школой, готовящей государственных чиновников, опять стала только пекинская академия.
Храм и школа составляют единый ансамбль, состоящий из двух стоящих рядом комплексов, каждый из которых построен по самостоятельной схеме китайского четырехугольника - сыхэюаня. Перед главными входами в академию и храм поставлены две традиционные стены Духов. Они соединены между собой в южной части западной стены храма воротами Почитания (Чицзинмэнь) и разделены узким проходом, где под навесом находится зал 189 каменных стел.
На этих стелах вырезаны тринадцать классических произведений Конфуция. По приказу императора Цяньлуна эту работу выполнил на бумаге в течение 12 лет (1726-1737) Цзян Хэн, ученый из города Цзиньтань провинции Цзянсу, который обучался в это время в академии. В 1791 -1794 годах эти тексты были перенесены на каменные стелы и стали одним из самых ценных артефактов главного конфуцианского комплекса.
Вся территория храма и академии была хорошо озеленена, наиболее ценную часть составляют старые кипарисы, многим из которых более пятисот лет. Самым знаменитым деревом храма является кипарис, растущий между колодцем Озеро чернил и главным зданием - залом Великого успеха, который насчитывает более 700 лет, его по преданию вырастил Сюй Хэн, глава академии во времена династии Юань.
Согласно легенде, в минскую эпоху веткой этого дерева с головы одного из самых одиозных министров императора сорвало шляпу, когда он пришел принести традиционные жертвы Конфуцию. С тех пор кипарис получил имя Распознающий зло (Чуцзянь). Ряд старых деревьев также имеет собственные истории и имена, что характерно для многих старых китайских храмов разных конфессий.
Непосредственно храм Конфуция занимает территорию около 22 гектаров и построен по классической схеме трех дворов, идущих строго по оси север-юг. Перед главным входом в храм, воротами Первого учителя (Сяньшимэнь), стоят с запада и с востока две плоские прямоугольные стелы размером 1х4 метра на круглых стилобатах с надписями на них: «всем спешиться здесь».
В южном дворе храма располагались 3 из 14 павильонов каменных стел и помещения, необходимые для подготовки к обряду жертвоприношения: Небесная кухня, дом мясника, павильон с колодцем и т.д. В северной части двора перед входом в главный двор стоит традиционная для конфуцианских храмов скульптура Конфуция. Самым необычным в этом дворе являются четыре группы стел, которые располагаются слева и справа вдоль северной и южной стен двора. На этих 198 стелах указаны результаты студентов, успешно сдавших государственный императорский экзамен. Всего 51624 фамилии людей с местом их рождения и результатом экзамена.
В главный двор храма ведут ворота Великого успеха (Даченмэнь), которые подводят к главному залу с одноименным названием - зал Великого успеха (Дачендянь). Кроме того, что это самое большое и самое высокое здание комплекса, на его платформу ведет в центре парадный пандус, на котором вырезан рельеф из двух драконов, играющих с жемчужиной в облаках. Этот сюжет традиционно применялся к сооружениям, имеющим высший императорский статус. В этом зале находится главный алтарь, посвященный Конфуцию.
Остальное пространство двора занимают деревья, 11 павильонов каменных стел, посвященных важным событиям китайской истории, и колодец Озеро чернил. Согласно преданиям, вода в колодце всегда была настолько свежей и приятной, что поэты, выпившие эту воду, могли сочинять прекрасные поэмы, а каллиграфы, использовавшие воду для приготовления чернил - создавать шедевры графики. Император Цяньлун, сам любивший писать стихи и известный знаток каллиграфии, даровал за эти чудесные свойства колодцу собственное имя - Озеро чернил.
В храме Конфуция нет традиционных для крупных китайских храмовых комплексов башен Колокола и Барабана, хотя храмовые колокол и барабан присутствуют. Они располагаются внутри главных ворот среднего двора, барабан, как и полагается, находится в восточной части, а колокол - в западной.
Северный двор с павильонами был построен в минский период в 1531 году, он представляет собой Мемориальный храм (Чуншэн), посвященный потомкам Конфуция. Это своего рода храм при храме, он значительно более скромный, чем основная территория храма, но составляет единую композицию с основными сооружениями и легкой асимметрией в своей юго-западной части способствует объединению храма и академии в единый архитектурный ансамбль.
Императорская академия занимает территорию около 28 гектаров и также, как и храм Конфуция, построена по строго осевой системе север-юг и состоит из трех дворов. Южный двор имеет три входа: внешний вход на юге, вход в храм Конфуция на востоке и главный вход в средний, главный двор - ворота Высшей учености (Тайсюэмэнь). В боковых стенах двора, также как и в главном дворе располагались павильоны для занятий.
Кроме этого, в южном дворе находились два павильона с колодцами. Северный двор академии очень маленький, он был построен несколько позже, в 1528 году как архив императорских указов и других государственных документов. Основное доминирующее положение занимает главный средний двор. Он единственный в ансамбле храма-академии имеет строго симметричное продольное построение.
В южной части располагаются башня Колокола (на западе) и башня Барабана (на востоке), которые предваряют уникальную для учебных заведений, покрытую глазурованной плиткой Мемориальную арку (Люлипайфан). Арка была построена в 1783 году, на ней с обеих сторон сделаны надписи об уважении науки и образования в Китае.
За аркой начинается главное пространство двора, геометрическим центром которого является квадратный в плане главный дворец Императорской гармонии (Биюн), стоящий на террасе посреди искусственного правильных очертаний круглого пруда. На юге от дворца стоят западный и восточный павильон каменных стел, на которых в отличие от храма записаны не этапы истории Китая, а этапы строительства дворца и пруда. Вода в пруд подается из открытых пастей драконов, которые размещены на террасе дворца.
Дворец Биюн был построен императором Цяньлуном в том же 1783 году. В интерьере, вокруг центрального пространства этого помещения нет традиционных для аналогичных зданий столбов. Его центром является специальный набор - императорский трон, стол и ширма, предназначенные для того, чтобы император мог произносить наставительные речи своему народу.
На первой речи Цяньлуна в 1785 году присутствовали более трех тысяч человек, которые стояли на коленях вокруг дворца и заполонили все пространство академии. Специальные чиновники передавали речь из уст в уста, чтобы все, даже самые дальние присутствующие могли услышать речь императора.
Завершает пространство среднего двора здание библиотеки, которое до строительства Биюна служило и местом для произнесения речей императоров своему народу.
В целом храм Конфуция и Императорская академия в Пекине представляют собой яркий пример традиционного китайского ансамбля, в котором разные по функции комплексы хорошо вписываются в традиционную пространственную схему.
Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 329;