Алтарь Неба (храм Неба - Тяньюнтай)
Поклонение природным силам с давних времен было развито во всех районах страны, в том числе и в столицах. Наиболее репрезентативным комплексом в Пекине стал храм Неба, который был самым главным из девяти алтарных храмов, сооруженных в XV-XVI веках в новой китайской столице.
Он был расположен во входной южной части города с восточной стороны по отношению к главной городской оси, в полном соответствии с требованиями фэншуй. Напротив него, с западной стороны от оси был поставлен храм Земледелия или алтарь бога Урожая - Сяньнунтань. Строительство храма Неба началось в 1406 году императором Юнлэ, одновременно со строительством Запретного города.
В основном строительство было закончено к 1420 году. Изначально этот крупный пекинский ансамбль создавался как храм Неба и Земли, поэтому в его символике постоянно переплетаются круг и квадрат, синее и желтое и т.д. Лишь в 1530 году во времена правления императора Цзяцзина в северной части города был создан специальный алтарь Воды для молитв в честь Земли, а в храме Неба и Земли стали поклоняться только Небу, и он был переименован в храм Неба.
Храм был возведен на общей террасе Даньбицяо, имеющей в плане на юге квадратное очертание, а на севере - круглое, что соответствовало понятиям Инь-янь (Земля - квадратная, Небо - круглое). Внутри террасы был возведен второй ряд стен, внутри которых находятся основные культовые объекты. В целом этот обширный ансамбль занимает площадь 273 гектара и состоит из трех крупных комплексов, посаженных на ось юг-север общей длиной 1200 метров (алтарь Неба или круглый Алтарь - Хуаньцю, зал Небесного свода или Императорский небосвод - Хуанцюнъюй и зал Жатвенных молитв или зал Молитв за хороший урожай - Циняньдянь).
Два южных комплекса и северный зал Молитв соединены 360-метровой приподнятой аллеей, так назваемым мраморным мостом Алых ступеней. В центре западной части ансамбля построен дворец Воздержания, в котором императоры готовились (обычно три дня) к церемонии жертвоприношений. Рядом располагается офис Небесной музыки, в котором обучали исполнению ритуальной музыки. Западнее зала Жатвенных молитв были созданы большие цветники - сад Китайских роз и сад Сотни цветов.
Самый южный алтарь Неба состоит из трех круглых мраморных террас, которые символизируют Землю, Человека и Небо. Все части алтаря, включая элементы благоустройства, кратны 3 и 9, числам, которые соотносили с Небом. Именно здесь каждый год вплоть до 1911 года в день зимнего солнцестояния китайским императором, который считался «сыном Неба», проводилась основная часть церемонии жертвоприношения Небу.
Церемония состояла из девяти этапов. Она начиналась с ритуального переодевания на специальной террасе дворца Воздержания, затем с боя колокола в 4 часа утра, когда император со свитой выходил из дворца и шел к алтарю. После процедур разжигания жертвенных печей, зажигали три огня на каменных столбах для освещения и оповещения империи о кульминации действия.
Далее шел ритуал жертвоприношения (обычно теленка или телят, хотя бывали свиньи, козы и дикие олени), начиналась молитва - общение с богами, а затем трактовался ответ богов. Завершался ритуал музыкой и специальными танцами под запах благовоний из жертвенных печей. Похожие церемонии издавна проводили все китайские императоры, поклоняясь различным основным силам природы и предкам на протяжении всей истории страны.
Средний павильон Небесного свода и два его боковых флигеля использовали как хранилище для церемониальных и родословных табличек высшего руководства страны. Наряду с традиционными способами объемно-пространственного построения и особенностями нумерологии здесь были применены и различные технические приемы для усиления эмоционального воздействия.
Павильон Небесного свода был окружен Шептальной стеной или стеной Эха - Хуэйиньби, которая искусно отражала звук. Если человек, стоя лицом к стене на одном краю, что-либо тихо говорил, это было хорошо слышно на другом краю стены. Тут же перед входом находился камень трехкратного эха - Саньиньши, став на первую ступень которого, и хлопнув в ладоши можно было услышать однократное эхо от стены, став на вторую ступень и один раз хлопнув - двукратное эхо, став на третью ступень и также один раз хлопнув - трехкратное эхо.
Круглый зал Циняньдянь (Жатвенных молитв) является завершающим, главным объектом и символом храма Неба. Он стоит на трехступенчатой мраморной террасе по центру четырехугольной площади (еще один символ объединения Неба и Земли). Тяжелая крыша опирается на 28 необычайно мощных деревянных колонн, окрашенных в ярко красные или красные с позолотой цвета. Уникальные деревья для колонн доставляли через всю страну с горных лесов южной провинции Юньнань.
Внутренние 4 колонны символизируют времена года, два опоясывающих круга по 12 колонн в каждом, являются символами 12 месяцев года и 12 парных часов в сутках. Высота зала Жатвенных молитв 33 м, трехъярусная крыша сейчас покрыта черепицей синего цвета. Изначально цвет черепицы ярусов был разным, так как этот ансамбль был храмом Неба и Земли. Верхний ярус был синего цвета, цвета неба, средний ярус был желтого цвета, цвета власти императора, нижний ярус был зеленым, олицетворяющим землю и народ.
В 1749 году император Цяньлун провел расширение и реконструкцию ансамбля, таким он остался и по сегодняшний день. Тогда же цвет черепицы всех трех ярусов стал синим. Синий цвет не характерен для императорских объектов, все остальные дворцы, храмы и другие сооружения, относящиеся к императору по всему Китаю, имеют желтую черепицу. Но храм Неба составляет исключение.
Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 325;