II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
В начале XVII в. Китай находился в состоянии глубокого кризиса. Династия Мин (Блестящая), правящая с 1368 г., испытывала трудности уже в XVI в. В 1521 г. Китай «закрылся» для иностранцев. Единственным открытым городом-портом оставался Гуанчжоу (Кантон). В нем разрешалось работать португальским купцам. Конец XVI – начало XVII вв. были для Минской империи периодом резкого обострения экономической, социальной и политической напряженности. Государство начинает вмешиваться в традиционные экономические отношения, повышает налоги. Имущие слои, так называемые «помещики», также решают свои экономические проблемы за счет усиления эксплуатации. Это привело к ухудшению положения крестьянства. Следствием кризисных явлений стала мощнейшая крестьянская война 1628-1644 гг. За 15 лет крестьяне захватили значительную часть Китая, в том числе и город Пекин. Последний император Минской династии покончил с собой, а один из руководителей восстания, мелкий служащий Ли Цзычэн (1606-1645), объявил себя императором.
Этот драматический период был использован северными соседями Китая – маньчжурами. Следует отметить, что маньчжуры, потомки чжурджэней, и ранее совершали набеги на китайские провинции. Весной 1644 г. они неожиданно получили приглашение от одного из оставшихся в живых минских генералов У Саньгуя перейти Великую китайскую стену. Какие цели преследовал генерал? Может быть, он надеялся разгромить восставших с помощью северных соседей. По другой версии, генерал сотрудничал с восставшими, но вмешательство нового богдохана Ли в личную жизнь У Саньгуя (Ли похитил у него любимую наложницу, позже от рук повстанцев погиб его отец), заставило генерала пойти на контакт с маньчжурами.
Несмотря на эти версии, бесспорным является следующий факт. Генерал приказал своим воинам изменить прически на маньчжурский лад: обрить голову спереди, а длинные волосы на затылке заплести в косу. Этот символический акт подчинения маньчжурам в считанные месяцы превратился в символ позора для китайского народа. Маньчжуры перешли границу, захватили Пекин и установили собственную династию Цин (т.е. Светлая). Новая династия правила Китаем с 1644 г. до 12 февраля 1912 г.
Почему маньчжуры так легко завоевали Китай? В истории не только Востока, но и Запада кочевники довольно часто побеждали оседлые народы. В китайском варианте этому способствовала:
– военная организация маньчжурского общества, его общинность;
– высокий потенциал пассионарности у маньчжур;
–общее ослабление минского государства.
До южных районов Китая маньчжуры дошли лишь в конце XVII в., остров Тайвань был завоёван только в 1683 г. Завоевав Китай, маньчжуры первоначально не отнимали земли у крестьян (в ходе крестьянской войны был осуществлен традиционный передел земли). В первую очередь подлежали конфискации земли китайской знати. Они передавались полководцам и солдатам «восьмизнаменных» армий. Утвердившись в Пекине, новая династия приступила к изгнанию жителей из столичной провинции и провинции Шаньдун. Позднее были конфискованы земли у рек, дорог, военных крепостей. Эти земли также передавались воинам-маньчжурам. Вместе с тем Цины сохранили традиционное для Китая деление земель на две категории.
Государственные или казенные земли назывались гуаньди и составляли примерно ¼ часть земельного фонда.
Так называемые «частные» или народные земли миньди – ¾ земельного фонда.
Что собой представлял государственный земельный фонд? В Китае государственными считались земли императора и его семьи; влиятельных князей; придворной аристократии (с 1644 г. – маньчжурской); армии; казны; монастырей. После завоевания Китая большинство захваченных земель на Севере страны были превращены в императорские поместья. К середине XVIIIв. таких поместий было около 700. Пожалования получила вся маньчжурская знать. Во время походов в центральные и южные районы страны полководцы за каждую успешную операцию получали 300 му, что составляло около 18 га земли (1 му = 0,06 га). Солдаты получали земельные наделы, равные примерно одному гектару. После окончания завоевательной войны Цины воздерживались от земельных пожалований. «Восьмизнаменные» земли можно было завещать, но нельзя было продавать. Часто солдаты, нуждаясь в деньгах, закладывали свои наделы ростовщикам-китайцам. Но правительство зорко следило за подобными перемещениями и неизменно возвращало земли в государственный фонд. За 200 лет, к концу XIX в. солдаты и их потомки потеряли практически все земли: они перешли или казне или монастырям. Некоторые исследователи полагают, что государственные земли не облагались налогом. Вероятно, это связано с тем, что большинство «поместий» находилось в северо-восточном Китае и в Маньчжурии. Это была вотчина цинского двора, китайцам-ханьцам не разрешалось переселяться в северные и северо-восточные районы. Почти 200 лет эти земли пустовали, не обрабатывались, так как:
–маньчжуры были неважными земледельцами;
–китайцы-ханьцы не могли переселяться в северо-восточные районы;
–Цины зарезервировали знаменные земли на случай бегства из страны.
Вторая группа земель – это земли миньди, они составляли ¾ земельного фонда. Не совсем точно называть эти земли частными. Даже если земли категории миньди и переходили из рук в руки, с них аккуратно выплачивался налог-рента в пользу государства. Формально земли принадлежали сельской общине. Земли категории миньди можно условно разделить на две группы. Часть земель действительно принадлежала общине, то есть находилась в коллективном владении крестьян. К ним можно отнести храмовые земли, школьные и другие. На доходы с этих земель содержались храмы, школы: они использовались для поддержки обедневших членов общины. Другая часть земель находилась в индивидуальном владении китайских «помещиков» – шэньши, зажиточных крестьян и т.д. Их можно было завещать, дарить, продавать, но только с разрешения общины. С одной стороны, такое «деление» сдерживало развитие товарно-денежных отношений в деревне, с другой стороны, оно сдерживало и социальные катаклизмы. Если привычная норма нарушалась, происходил социальный взрыв.
Земли категории миньди обрабатывали крестьяне, члены общины. Кто же выступал арендодателем? Вероятно, это могла быть община в целом; арендодателями могли быть зажиточные крестьяне, которые и сами вели хозяйство, и часть земли сдавали в аренду обедневшим соседям; сдавали в аренду земли и китайские «помещики» – бывшие чиновники шэньши. Арендаторами выступали крестьяне-общинники.
Что собой представлял налог-рента? До начала XIX в. налог собирался в натуральной форме и составлял от 50 до 70 % урожая. Завершив завоевание страны, маньчжуры приступили к пересмотру ее налоговой системы. В правление императора Канси (1662-1722)[52], была проведена перепись населения, по которой число жителей Поднебесной составляло 123 млн 100 тысяч человек. Канси отменил подушный налог и ввел единый подушно-поземельный налог, который был дифференцированным и зависел от количества и качества земли. Таким образом, в стране признавалась частная собственность на землю. Кроме того, стимулируя рост населения, правительство ограничило объем налогов и даже снизило его семьям, имеющим детей. Меры правительства привели к экономическому подъему сельского хозяйства. В чем он выразился?
Во-первых, китайцы осваивали и засевали целинные земли на севере и западе страны.
Во-вторых, переселенцы освобождались от уплаты налога на три года, что привело к росту производительности труда.
В-третьих, увеличивалась урожайность, на юге крестьяне собирали по три урожая риса в год, что значительно улучшило демографическую ситуацию.
В-четвертых, за счет увеличения числа налогоплательщиков выросли доходы государства.
Экономический подъем начала XVIII в. коснулся только сельского хозяйства. Город и городское ремесло оставались консервативными. В годы антиманьчжурской борьбы города стали основными центрами сопротивления. Поэтому в ходе завоевания значительная часть городов была разрушены. Во времена династии Мин в городах проживало 10% населения страны. Фернан Бродель обращает внимание на исторически сложившуюся иерархию китайских городов, она фиксировалась в последнем слоге их названия[53]. Например:
ФУ (СУ) – город первого ранга – центр провинции – Ганьсу;
ЧЖОУ – город второго ранга – центр области – Гуанчжоу;
ЯН (АНЬ) город третьего ранга – центр уезда – Юньнань, Учан.
Население городов было многочисленным. Так, например, в Пекине проживало около двух миллионов человек. По мнению С.Б. Сенюткина, города Цинской эпохи не являлись, по сути, центрами производства, не определяли судьбу социально-экономического развития страны[54]. Городское население состояло из ремесленников (39%), служилой бюрократии (40%), торговцев и ростовщиков (20%). Таким образом, 60% населения городов или 6% населения страны были связаны с ремесленно-производственной деятельностью. И это, включая жен ремесленников, стариков и детей. О чем это свидетельствует?
Китайский город обслуживал, в основном, сам себя. Ремесленную продукцию покупали городские чиновники, высшие и низшие чины армии, проживающие в городе землевладельцы. Поэтому львиную долю ремесленных изделий составляли предметы роскоши: изысканная мебель, тонкая посуда, легкие нарядные ткани. Некоторые исследователи считают, что в Китае до начала XIX в. ремесло не смогло отделиться от торговли.
Основной формой ремесленного объединения был цех (хан). Чтобы стать членом цеха, нужно пройти институт ученичества сроком в 5-6 лет, получить рекомендации от старшины и заплатить вступительный взнос. Цехи были скорее патриархально-семейными корпорациями, чем объединением ремесленников одной специальности. Даже профессиональные нищие имели собственные цехи, государство всячески поощряло подобные объединения нищих, ибо это упрощало систему контроля над городскими попрошайками. Кстати, чтобы стать членом такого цеха, нужно было внести значительный денежный взнос и устроить банкет для «директората» городских побирушек. Маньчжуры попытались ликвидировать цехи и заменить их существующей в китайской деревне еще со времен Конфуция круговой порукой.
Что же собой представляла круговая порука? В 1708 г. была узаконена система баоцзя[55]. Суть ее заключалась в следующем: каждые 10 домовладений выбирали одного старшину (пай); каждые 10 пай – одного старосту (цзя); каждые 10 цзя – одного начальника (бао). Таким образом, государством санкционировалась особая форма городской и сельской общины с элементами личной несвободы. Членам общины запрещалось передвигаться ночью по улицам, ночевать в храмах, устраивать многолюдные сборища. За порядком следили начальники – бао. Для идеологической обработки населения Цины ввели институт «беседчиков». Первого и пятнадцатого числа каждого месяца «беседчики» разъясняли новые правительственные указы, напоминали правила морального поведения, а также вели записи добрых и дурных дел общинников. Институт «беседчиков» представлял собой систему тотальной слежки. Официальные доносчики прочно вошли в сознание простых китайцев, даже во времена крестьянской войны 1850-1864 гг., тайпины по доброй воле включили эту систему в свою революционную программу «Земельную систему Небесной династии».
Государственной идеологией цинского Китая было реформированное конфуцианство[56]. Согласно идеологии неоконфуцианства, земля и земледелие – ствол государства (первостепенное); торговля, ремесло – ветви (второстепенное). Таким образом, статус крестьянина теоретически был выше статуса ремесленника или торговца. Могло ли в таких условиях развиваться частное предпринимательство? Вряд ли. С одной стороны, китайский город являл собой яркий образец несвободы. С другой стороны, свободное ремесло не нужно было государству: маньчжуры довольно рано создали развитый казенный ремесленный сектор, который обслуживал нужды армии и бюрократии. Пренебрежительное отношение к ремеслу и торговле закреплялось и в идеологическом плане. Все это создавало серьезные препятствия на пути становления рыночных форм экономики.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3970;