Даосские храмы и монастыри


Даосские святые места часто расположены вне городов, в наиболее значительных природных ландшафтах. Это связано с особенностью этого религиозно-мистического направления, в котором культ отшельничества, преклонения перед природой и особое значение долгого Пути (Дао) с самого основания были чрезвычайно развиты.

Еще в конце периода Восточного Чжоу появились пять священных гор даосизма, которые потом стали общекитайскими и почитаемыми другими религиями. Хуашань между Чанъанем и Лояном первой стала одной из пяти священных гор наряду с восточной Тайшань в Шаньдуне, южной Хуаншань в Аньхое и северной Хэнъшань в Шаньси, а также Суншань в Хэнани.

Очень известными территориями, где массово строились не только даосские монастыри, но и храмы других конфессий, являлись не только пять главных священных китайских гор, но также и другие горные районы. Подчас в одном районе мирно соседствуют разные религиозные постройки. Так, например, у подножия знаменитой горы Эмэй в Сычуане стоит и сегодня буддийский храмовый комплекс Баого, первое здание которого построил даос Мин Гуан, назвав его - Зал объединения даосизма, буддизма и конфуцианства (зал Хуэй цзун).

Многие натурфилософские даосские положения (особенно ранние, до оформления даосизма в организованную религию) основаны на древнекитайской мифологии, использовавшейся в мистицизме, нумерологии и астрологии. В частности, пять священных гор ведут свое начало от мифа о первопредке Пань-гу, который рос 18 тысяч лет, разделяя землю и небо, создавая Инь и Янь.

После его смерти четыре конечности стали четырьмя сторонами неба, а пять возвышающихся над водой точек (голова, колени и локти) - пятью священными горами. Главной горой, олицетворяющей голову, стала восточная Тайшань. Еще один источник лежит в представлениях про пять звездных дворцов (5 элементов), которые имели разные коды: пространственный, звездный, цветовой, животный, анатомический, календарный и т.д. Среди классификационных систем древности наибольшее значение имела пятеричная система, которая в традиционное четырехчастное пространство по сторонам света ввела пятое – центр.

С давних пор священные горы стали местом для паломничества не только даосов, но и императоров, и многих людей из совершенно разных слоев общества. Леса этих горных районов изобилуют красивыми крупными камнями, на которых выбиты афоризмы, стихи или цитаты из известных произведений, подчас в сложно доступных местах. Но всегда есть точки, откуда можно любоваться этими камнями.

Пейзажи знаменитых горных районов стали источником для вдохновения многих ученых, писателей, поэтов, живописцев и специалистов декоративно-прикладного искусства на протяжении развития всей китайской цивилизации.

Так, например, минский географ XVI века Сюй Сякэ написал: «Когда ты увидел пять священных гор, нет нужды идти в другие горы. Когда ты увидел Хуаншань, нет нужды посещать все пять священных гор». В середине XVI века в живописи сложился стиль «шаньшуй» - «горы и воды», основой которого послужили впечатления от ландшафтов этих гор. Природные ландшафты, центром которых является камень или камни с надписями, распространились по всей стране вплоть до морских побережий юга континента и острова Хайнань.

Одним из главных центров обитания даосских святых и бессмертных считается Гора Восхода (Тайшань или гора Тай). Но колыбелью даосизма считается район Интана провинции Цзянси, входящий под №4 в семь самых красивых пейзажей Китая в стиле «данься» по версии «Китайской национальной географии». Эти необычные для европейца горы появились в результате разлома мезозойского бассейна, и представляют собой чащу выгнутых горных пиков с плоскими вершинами, скальными столбами, пещерами в виде сот, естественными каменными мостами и арками, специфическими «слоновьими хоботами».

Наиболее важными считаются горы Лунху (Дракон и Тигр) и Сяншуйянь (Небесная водная скала), в которых имеются сотни висячих захоронений даосов, относящихся к периодам Весны и Осени (770-476 до РХ) и Воюющих царств (476-221 до РХ). Но и в городах имеются даосские храмы. Самым известным из них является храм Белого облака в Пекине.

 



Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 344;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.