Углубление раскола в обществе
Коалиция социалистов с либералами была непрочной, т.к. ситуация в стране ухудшалась:
- немцы прорвали фронт, подошли к Риге и Нарве, под угрозой оказались Молдавия и Бессарабия;
- нарастали экономические трудности: бешеные темпы набрала инфляция;
- участились забастовки и аграрные беспорядки.
Правительство видит выход из ситуации в государственном регулировании производства и потребления: создан Экономический Совет из представителей всех левых партий ( в т.ч. большевиков), предложивший ввести принудительное распределение продукции по рациональным нормам, ввести трудовую повинность, централизовать планирование; вводятся государственные монополии на уголь и сахар; усиливается продразверстка. Но все эти меры не улучшали общей ситуации.
Очень многие политики сомневались в способности правительства Керенского управлять страной. Влияние левых социалистов вызывало обеспокоенность правых. Все больше говорят о необходимости более жесткого курса – «твердой руки», особенно среди офицерства. Союз офицеров армии и флота, Республиканский центр, который возглавлял Рябушинский (в него входили Военная лига, Союз георгиевских кавалеров, Союз бежавших из плена и др.), Общество экономического возрождения России (Гучков и Путилов) хотели или вынудить Керенского отказаться от лавирования или заменить его более решительным политиком. Эту идею поддержал и Девятый съезд кадетов.
Большевики после июля считали, что двоевластие закончено, Советы поддержали ВП, поэтому лозунг «Вся власть Советам!» временно надо снять. 26 июля – 3 августа в Петрограде полулегально состоялся Шестой съезд РСДРП(б) (Ленин был в Разливе), который высказался против явки Ленина на суд(ему было предложено сдаться властям и обещаны гарантии безопасности) и поддержал Политический отчет ЦК(написан Лениным, прочитан Сталиным), главной идеей которого была подготовка вооруженного восстания. Главной тактической задачей большевиков стала «большевизация» Советов, изгоняя из них «пособников контрреволюции» - меньшевиков и эсеров. По сути это было противопоставление большевиков другим левым партиям.
В то время, когда правый и левый фланги все более радикализировались, «центр» испытывал все большую идейную и организационную разобщенность:
- Керенский стремился сохранить широкую правительственную коалицию и единение всех политических сил (вокруг него объединились правые эсеры);
- меньшевики (особенно Церетели) считали политику правительства правильной и главную задачу его видели в сохранении союза с либералами;
- Мартов выступал за создание «однородного» (т.е. из одних социалистов) правительства;
- левые эсеры (Спиридонова) блокировались с большевиками и требовали немедленного изъятия помещичьих земель и передачи власти Советам.
Такая ситуация не могла не сказаться на численности этих партий: она с июля резко сокращается, т.к. политика компромиссов была уже не популярна ни слева, ни справа. Ситуация в стране была такая, что даже такой сторонник компромиссов, как Милюков писал об этом периоде: «Ленин или Корнилов?», т.е. или диктатура пролетариата или буржуазно-военная диктатура. Кадеты вели пропаганду в пользу Корнилова, рассчитывая на дуумвират «Корнилов (армия) – Керенский (правительство)».
Лавр Георгиевич Корнилов был довольно популярен. Ему было 47 лет. Из казаков. Закончил Академию Генштаба, владел восточными языками. В 1916 году бежал из германского плена (единственный генерал, сделавший это). Ярый сторонник смертной казни на фронте. Истинный патриот, Корнилов считал, что возврат к монархии невозможен, но и дальше к анархии идти нельзя.
18 июля – Корнилов назначен Главнокомандующим и представил Керенскому записку, где предлагал пути наведения порядка на фронте и в тылу:
- восстановить власть командиров;
- ограничить вмешательство комиссаров ВП в действия офицеров;
- четко установить полномочия солдатских Советов;
- запретить митинги в армии и на военных заводах;
- ужесточить дисциплину, введя смертную казнь в тыловых частях;
- перевести все стратегические предприятия на военное положение.
Керенский понимал, что сделать это необходимо, но опасался недовольства рабочих и солдат и конфликта правительства с Советами.
10 августа Керенский после переговоров с Корниловым согласился только на укрепление дисциплины в действующей армии (опасаясь, видимо честолюбивых замыслов Корнилова и подчинение правительства правым). Он все еще надеялся выступить объединителем все центристских сил.
12 – 15 августа в Москве созвано Государственное совещание.Присутствовало 2,5 тыс. делегатов от всех политических сил – от торгово-промышленной буржуазии до Советов. Большевики отказались участвовать и в день открытия Совещания провели мощную забастовку, в которой участвовало 400 тыс. человек, парализовав жизнь города. Керенский выступил с призывом к консолидации и примирению. Корнилов настаивал на решительных мерах: предлагал создать «три армии: на фронте (установить смертную казнь), в тылу (ввести железную дисциплину на заводах и фабриках) и на транспорте», считая, что без этого фронт рухнет. Кроме того, он предложил наделить крестьян-фронтовиков землей, сделав их опорой власти (демобилизовать 4 млн. солдат и дать им по 8 дес. земли), ликвидировать Советы и не проводить никаких реформ до созыва УС. Выступление Корнилова было встречено овацией.
Итоги Совещания: 1) стало ясно, что Корнилов пользуется такой поддержкой, что может действовать даже наперекор правительству; 2) консолидации сил не произошло, а, наоборот, произошел резкий крен вправо: и Керенский и Корнилов поняли неизбежность диктатуры.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 362;