Корниловский мятеж и его политические последствия
Существует три основные версии Корниловского мятежа:
1) основная: Корнилов и Керенский действовали сообща, но Керенский колебался и в решающий момент бросил Корнилова;
2) Корнилов действовал самостоятельно и хотел захватить власть;
3) Борис Савинков, которого определенные круги рекомендовали на роль диктатора, как человека с «железной волей», решил поссорить Керенского с Корниловым, чтобы самому стать диктатором.
После Госсовещания Корнилов уехал в Ставку в Могилев и начал работу по организации выступления. Но, как следует, организовать мятеж ему помешали обстоятельства. 21 августа немцы взяли Ригу, что создавало реальную угрозу Питеру. 23 августа в Ставку приехал Борис Савинков для координации действий с правительством. С санкции Керенского: создавалось Петроградское военное губернаторство, подчиненное Ставке, к столице перебрасывались надежные части, которые можно использовать и против левых и против немцев в случае их наступления на Питер. Еще 24 августа войска (в первую очередь, лично верные Корнилову Конный корпус генерала Крымова и Горская дивизия) были приведены в полную боевую готовность, и началась их переброска к столице.
25 августа – 1 сентября – Корниловский мятеж(выражение Керенского).
25 августа на Петроград двинулись конный корпус, казачья и «Дикая» дивизии под командованием генерала Крымова. Сам Корнилов находился в ставке и выдвинул требования: подчинить ему войска столичного гарнизона, расширить компетенцию военных трибуналов, восстановить в тылу смертную казнь. Эти требования были переданы через бывшего обер-прокурора Синода В.Н.Львова. Керенскому было предложено прибыть в Ставку для переговоров о составе нового правительства. В «Воззвании к солдатам» говорилось, что надо спасать Россию и Керенского от Советов. Главная цель – выборы в Учредительное собрание.
26 августа состоялся телефонный разговор Керенского с Корниловым, в ходе которого генерал «настоятельно просил» премьера приехать в Ставку. Керенский расценил это как желание сместить его и взять власть в свои руки. В этом убеждал его Львов, который, находясь в Ставке, слышал разговоры в окружении Корнилова. В этой зыбкой обстановке Керенский не стал долго разбираться и для того, чтобы спасти себя, решил сдать Корнилова.
27 августа в Ставку направлена телеграмма о смещении Корнилова с должности Главкома. В вечерних газетах появились официальные сообщения за подписью Керенского с обвинением генерала в «попытке задушить революцию». В качестве доказательства приводился факт: войска Крымова шли на Петроград. Корнилов был потрясён, но сложить полномочия отказался. На заседании правительства Керенский потребовал чрезвычайных полномочий, с чем все согласились. ВЦИК выразил доверие Керенскому и поддержал его в борьбе с «мятежом». Из представителей Советов, профсоюзов и социалистических партий создан Комитет народной борьбы с контрреволюцией: создавались отряды Красной гвардии (60 тыс.), железнодорожники разбирали пути, назначались агитаторы, выпущены из тюрем большевики.
28 августа Корнилов выступил с обращением «К русским людям», где назвал действия правительства «провокацией, которая ставит под угрозу судьбу России». Разразился очередной правительственный кризис. Не желая участвовать в расправе над генералом, министры-кадеты подали в отставку. Но активные действия Комитета привели к провалу мятежа: навстречу войскам Крымова выехали агитаторы, которые уговорили казаков арестовать мятежных офицеров, Горскую дивизию разагитировали муллы. Крымов прибыл к Керенскому, который накричал на генерала. Через час Крымов застрелился.
1 сентября в Ставке арестован Корнилов.
Причины провала «корниловщины»:
- сотрудничество Керенского с Советами, создание коалиции левых сил;
- большая часть армии не поддержала мятежного генерала.
Политические последствия мятежа:
- резко изменилось соотношение сил в стране: наиболее активные силы контрреволюции разгромлены, кадеты дискредитированы в глазах народа, на политической сцене остались одни левые партии;
- небывалый рост популярности большевиков, которые приняли активное участие в разгроме мятежа, снявшее с них клеймо «пособников немецкого Генштаба». Их численность к началу октября достигла 350 тыс., начался процесс «большевизации» Советов, Красная гвардия (до 100 тыс.) была на их стороне.
Позже Керенский скажет: «Без «Корниловского мятежа» не было бы Ленина». Керенский одержал «пиррову победу», т.к. в результате был нарушен хрупкий баланс политических сил. Правые обвиняли Керенского в беспринципности и предательстве, а, утратив их поддержку, ВП оказалось один на один с большевиками, которые буквально рвались к власти.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 502;