Быт и общественная мысль


В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспари­ваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозгла­шается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.

Примечательная черта XVI в. — расцвет публицистики. Важ­нейшие вопросы общества становятся предметом широкого об­суждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:

1) централизации;

2) усиления великокняжеской и царской власти;

3) роли церкви;

4) о положении крестьянства и др.

В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочине­ниями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.

Ермолай-Еразм,противник нестяжателей и еретиков, предла­гает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Из убеждения в необходимости «праведного стя-


жания» (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современ­ным языком — домоводства) — своде житейских, моральных пра­вил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры — царь Иван Грозный и его оппо­нент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, раз­облачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: мило­вать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слу­шать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих под-данных.

В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важ­нейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род мос­ковских государей возводился к «Августу Кесарю».

Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в по­лемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вас-сиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.

Второй своеобразной академией в Москве был кружок мит­рополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое мону­ментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи минеи».

Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), «Повесть о новго­родском белом клобуке», время создания которой ряд исследова­телей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г.«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 430;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.