Консерваторы и либералы в 60-е гг.
Консерваторы не решились пойти против курса Александра II на реформы, но их задача стала заключаться в корректировании реформ в интересах дворянства. При всей своей не многочисленности они оставались влиятельным политическим течением. В целом они поддержали отмену крепостного права, хотя критиковали крестьянскую реформу за ущемление интересов помещиков. События польского восстания 1863 – 1864 гг. и проведение радикальной крестьянской реформы в Польше подняли волну национализма и ускорили вызревание недовольства политикой «красных бюрократов».
Под их давлением в 1861 г. министра внутренних дел Ланского на этом посту сменил Пётр Александрович Валуев(до 1868 года), который еще в 1836 году под руководством Сперанского работал в комиссии по кодификации законов.
Однако Валуев продолжил реформаторскую деятельность своего предшественника.
В 1861 – 1863 гг. он предложил пакет реформ:
1) образовать при Государственном совете нижнюю палату из выборных представителей земств, городов и национальных окраин с правом совещательного голоса. При этом Россия оставалась самодержавной монархией;
2) создать постоянный Кабинет министров во главе с премьером, назначаемым императором;
3) ввести систему равного для всех подоходного налога.
Однако эти предложения были отклонены царём. В 1865 году Александр II заявил: «Я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убеждён, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня – и завтра Россия распадётся на куски».
Новым идеологом консерватизма стал М.Н. Катков, бывший во главе журналов «Московские ведомости» и «Русский вестник». Ещё в 1862 году он поддерживал планы создания Земского собора как законосовещательного органа власти, но после 1863 года стал доказывать, что России нужен более твёрдый порядок, который обеспечит только самодержавие, нежели реформы. С журналами Каткова сотрудничали К.П. Победоносцев и другие апологеты консерватизма. В этих изданиях критиковался нигилизм, шла полемика и с либеральной печатью, и крайне правой (с газетой В.Д. Скарятина «Весть»), постоянно требовавшей пересмотра земской, крестьянской и судебной реформ.
Покушения Каракозова на жизнь императора в Летнем саду и поляка А. Березовского в 1867 году в Париже (пуля попала в лошадь) активно использовало 3-е отделение.
С середины 60-х гг. группировка консерваторов (министр внутренних дел А.Е. Тимашев, министр просвещения Д.А. Толстой, министр юстиции К.А. Пален) сплотилась вокруг шефа жандармов Петра Андреевича Шувалова (1861 – 1864 гг., 1866 – 1874 гг.).
Шувалов отстаивал ведущую роль земельной аристократии, но даже он вынашивал проект центрального земского представительства, который так и не был реализован. Под его давлением началась замена либеральных министров. Ф.И. Тютчев так обозначил роль Шувалова в России:
«Над Россией распростёртой
Встал внезапною грозой
Пётр по прозвищу «Четвёртый»
Аракчеев же «Второй».
Падение Шувалова в 1874 году было связано как с его предложением земского представительства, так и с интригами против Екатерины Долгоруковой, с которой у Александра II был роман (после смерти императрицы Марии Александровны (май 1880 г.) он завершился морганатическим браком в июле того же года как с княгиней Юрьевской).
Главная ошибка консерваторов заключалась в том, что они выступали не в защиту стабильности и порядка в российском обществе, а пробовали защитить интересы только одного феодального сословия дворян.
Реформы, начатые правительством в 1861 году, окончательно отделили либералов от революционного лагеря: либералы фактически прекратили давление на правящие «верхи», а революционеры продолжали выдвигать радикальные требования. На смену журналам Каткова после 1863 года центрами либеральной идеологии стали журналы М.М. Стасюлевича («Вестник Европы») и И.С. Аксакова («День», «Москва»). Постепенно западники и славянофилы сближают позиции. Так, взгляды западников Чичерина, Кавелина и лидера славянофилов И.С. Аксакова имели много общего в программе «воспитания общества». С одними журналами сотрудничали С.М. Соловьёв, М.П. Погодин, Н.И. Костомаров.
Благодаря их деятельности либеральная оппозиция из идейного течения превратилась в самостоятельное общественно-политическое движение, предлагавшее проекты местного самоуправления:
В 1862 году петербургское дворянство высказалось за введение «народного представительства» подобно Земским соборам XVI – XVII вв., на которые приглашались «верхи» общества.
В том же году в правительство направлен адрес тверского дворянства, содержавший радикальное предложение созыва при императоре Собрания представителей от всей земли, уничтожение сословий, независимого суда, гласности, обязательного выкупа освобождённых крестьян при поддержке государства. Аналогичные предложения были выдвинуты съездом мировых посредников Тверской губернии (13 мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость и приговорены к заключению на срок до 2,5 лет).
В 1865 году последовало предложение московского дворянского собрания о созыве выборных представителей для обсуждения государственных нужд.
Тогда же петербургскими земцами выдвинут вопрос о «центральном земском собрании», после чего земство было закрыто на год, а председатель земской управы Н.Ф. Крузе выслан из столицы.
Во многом такие поступки либералов предопределили продолжение «великих буржуазных реформ» 60 – 70-х гг. XIX в.
Однако самодержавие проводило чересчур осторожную политику в вопросах сотрудничества, а либералы сосредоточились на идеях свободы личности, правопорядка и слабо разрабатывали земельный вопрос. В результате это стало препятствием к организационному объединению либерального движения и росту влияния либералов на основную массу населения России – крестьянство.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 390;