I. Русское кино 1896-1917 гг.
Краткие лекции по истории русского кинематографа
Распространение кино в России началось с показа французских картин Огюста и Луи Люмьер, показанных в мае 1896 года, и работ первопроходцев отечественного синематографа В. Сашина, А. Федецкого, снявших несколько злободневных сюжетов кинохроники.
Первый русский фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), 1908 года выпуска (режиссер В. Ромашков), иллюстрировал в нескольких сценах сюжет популярной песни «Из-за острова на Стрежень…» - это демонстрировало зарождение демократических тенденций в отечественном кино. Однако уже в первом полнометражном фильме «Оборона Севастополя» (1911 год, режиссеры В. Гончаров и Александр Ханжонков) была предпринята серьезная попытка воспроизвести на экране историческое событие: фильм завершали документальные кадры, на которых фигурировали оставшиеся в живых защитники Севастополя.
Большая часть первых русских фильмов носит схематичный характер, примитивный сюжет. Однако некоторые произведения русской прозы получают в кино вполне убедительное воплощение. К ним относится, в частности, фильм «Дворянское гнездо», поставленный в 1915 году режиссером Владимиром Гардиным – в нем чувствовался «тургеневский» стиль. «Пиковая дама» (1916 г, режиссер Яков Протазанов) с актером И. Мозжухиным в роли Германа стала заметным событием синематографа тех лет. Тему социального неравенства раскрыл в своей работе «Немые свидетели» (1914 год) режиссер Евгений Бауэр по сценарию А. Вознесенского. В эти годы кинематограф привлекает внимание ведущих деятелей культуры – писателей, артистов, мастеров театра. Об этом новом явлении высказываются в своих трудах Лев Толстой, Максим Горький, Александр Блок, Леонид Андреев: они отмечают массовость, доступность кино, возможность с его помощью вести широкую просветительскую работу, однако опасаются, как бы не стало оно прибежищем пошлости и мещанства.
Имя Александра Ханжонкова чрезвычайно много значит в истории развития отечественного кинематографа. Он, наряду с художественными картинами, выпускает ленты научного содержания. Появляются первые объемные мультипликации – «Прекрасная Люканида» (1912 год). Театральные актеры все чаще снимаются в кино, в картине «Царь Иван Васильевич Грозный» принимает участие Федор Шаляпин. Отдельный интерес представляет работа театрального режиссера Всеволода Мейерхольда «Портрет Дориана Грея», 1915 года.
С началом Первой мировой войны поток зарубежной кинопродукции естественным образом почти прекратился. Зато отечественное производство резко ускорило темпы: в 1916 году снимается около 500 фильмов! Подавляющая их часть – салонные мелодрамы, приключенческие ленты, комические картины. Именно тогда появляется на кинематографическом небосклоне России первая звезда – Вера Холодная. Именно благодаря ей невероятной популярностью пользуются картины «У камина» и «Позабудь про камин» режиссера Петра Чардынина. К 1917 году отечественный кинематограф находился на высокой ступени развития, был накоплен опыт, освоены лучшие традиции русской литературы, появлялись все новые кинематографисты.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 464;