IV. Русское кино 1941-1946 гг.
Великая Отечественная Война продолжила батальные традиции советского кинематографа. Более того, теперь бой превращался в противостояние характеров, духовных потенциалов людей. Первые месяцы войны на экран выходили фронтовые кинорепортажи и «Боевой киносборник». Среди новелл, входивших в него, оказались работы нескольких именитых кинематографистов. В новеллах «Белая ворона» и «Паук» Н. Охлопков и М. Штраух создали образы фашистов, выходящие за рамки карикатуры. Цельностью замысла отличалась картина «Пир в Жирмунке», поставленная М. Доллером и В. Пудовкиным – о старухе, которая угощала врагов отравленной пищей, и сама погибла вместе с ними.
В первой большой картине «Секретарь райкома» (1942) Ивана Пырьева актер В.Ванин произносит монолог «Вернемся!», обращаясь прямо в зрительный зал. Наблюдения очевидца легли в основу фильма «Она защищает Родину» (1943) А. Каплера и Ф. Эрмлера. Кадры, где фашист бросал ребенка главной героини под танк, по слова А. Довженко, раздвигали рамки дозволенного в искусстве. Такое кино носило сильный пропагандистский характер- вместе с героями зрители достигали того порога горя и ненависти, за которым личная боль становилась народной бедой.
Фильм "Радуга" (1943, по повести В. Василевской, реж. М. Донской) многое привнесло в кино военной поры. Украинское село под немцами, люди живут в одной хате с фашистом, хоронят в сенцах убитого ребенка, женщина с сыном на руках проходит свой последний путь; в кадрах, похожих на классические живописные композиции, раскрывается образ "партизанской Мадонны". Лица стариков, женщин, детей, что глядят сквозь протаявшие окошки на мучения героини Олены Костюк, складываются в обобщенный народный образ. В "Человеке № 217" (1944, реж. М. Ромм) героиня фильма, русская девушка Таня, попадает в дом "обыкновенного немца". Семейная ячейка фашистского рейха исследуется авторами в ярком публицистическом ключе.
На киностудиях, эвакуированных в Среднюю Азию, картины снимались с учетом непосредственного опыта писателей-фронтовиков. Драматургия и проза К. Симонова нашла свое воплощение в таких фильмах, как "Во имя Родины" (1943, реж. В. Пудовкин и Д. Васильев), "Дни и ночи" (1944, реж. А. Столпер). Пьеса А. Корнейчука "Фронт" была экранизирована братьями Васильевыми в 1943 г.
Агитпризыв - "все силы на борьбу с врагом" - не исключал в кинематографе тех лет проникновенной интонации, лирического настроения, юмора. Завоевала широкую популярность картина "Два бойца" режиссера Л Лукова (1943). Она рассказывала о солдатской дружбе кузнеца с Урала и одесского грузчика в манере, родственной военному фольклору. Прозвучавшая с экрана песня "Темная ночь" Н. Богословского, полюбилась народу. Картина "Новые похождения Швейка" (1943) ставилась С. Юткевичем в жанре "солдатской сказки". Замысел родился из желания, которое обуревало тогда миллионы: "Что бы я с ним сделал, если бы он попался мне в руки?" Литературный герой Иосиф Швейк лицом к лицу встречался с Гитлером и загонял его в конце концов в клетку. Фильмы о фронте и тыле отражали не только хронологию войны, но и атмосферу времени. Чувство коллективизма, объединяющее людей, продиктовало интонацию таких картин как "Большая земля" (1944, реж. С Герасимов) и "Родные поля" (1944, реж Б. Бабочкин, по сценарию М Папавы).
К концу войны кинематограф стремится осмыслить минувшие сражения в плане больших исторических обобщений. В картине "Великий перелом" (1945, сценарий Б. Чирскова, реж. Ф. Эрмлер) на материале Сталинградской битвы было показано превосходство советской военной мысли над гитлеровской стратегией. В этой картине, как и в ряде других, все больше места занимает на экране "культовая" тема, искажающая реальные исторические пропорции, заслоняя собой подвиг рядового участника битвы. В киноискусстве начинает складываться героическая летопись подвигов, основанная на документальных свидетельствах, фактах и конкретных биографиях, подобно той, что выстраивалась в картине "Зоя" (1944, реж. Л. Арнштам).
В эти же годы над большими историческими полотнами работают В. Пудовкин - "Адмирал Нахимов" (1946), и С. Эйзенштейн - "Иван Грозный" (I и II серии, 1945-1946). Известное постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. "О кинофильме "Большая жизнь", содержавшее негативные оценки картин В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других мастеров, явилось примером грубого вмешательства партийных инстанций в творческий процесс и в значительной мере определило атмосферу послевоенного искусства.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 435;