Крестьянское и революционное движение в 60-е гг.
В 1861 – 1863 гг. выделяют 2 этапа крестьянских выступлений:
1) весна-лето 1861 г. – подъём крестьянского движения, которое отразило отношение крестьян к основным принципам освобождения;
2) весна 1862 г. – весна 1863 г. – постепенный спад крестьянских выступлений в ходе реализации крестьянской реформы.
Крестьяне, действительно, не ожидали освобождения на таких принципах: помещичье землевладение сохранялось, а урезанные крестьянские наделы передавались крестьянам за выкуп. Воспоминания современников рисуют картину всеобщего разочарования. Ситуацию обострили многочисленные слухи о том, что помещики скрыли настоящую волю царя и разослали поддельные грамоты.
С января по март 1861 г. насчитывалось 1370 крестьянских восстаний в 42 губерниях. Движение носило массовый характер и отличалось непримиримостью позиций крестьянской массы.
Широкую известность прибрело выступления крестьян в апреле 1861 года в селе Бездна Казанской губернии. Раскольник Антон Петров дал собственное толкование «Положению», утверждая, что вся помещичья земля отходит общине бесплатно. В деревню прибыли представители 75 окрестных сёл и деревень. Всего собралось около 4 тыс. человек. Они прогнали капитан-исправника и предводителя дворянства. И только военный отряд генерала Апраксина разогнал митингующих (около 350 человек было убито и ранено, Петров повешен). Студенты Казанского университета провели политическую панихиду «в память об убиенных», на которой выступил профессор истории Щапов, выступивший с требованием «демократической конституции».
Ещё одним примером крестьянских волнений стало выступление в сёлах Чертогай и Кандеевка Пензенской губернии. Участвовало около 7 тыс. человек, против которых были брошены войска. В волнениях в Подольской губернии участвовало почти 80 тыс. крестьян.
К зиме 1861 – 1862 гг. количество выступлений уменьшилось до 519 (всего – 1900, из которых половина была усмирена при помощи войск). В связи с сезонным характером крестьянского труда и началом подписания уставных грамот, весной 1862 года наблюдается новый всплеск волнений (к лету того же года – 850, а в 1863 году – около 500). Если в 1861 – 1862 гг. они охватили Центральную Россию, то в 1863 – национальные окраины: Польшу, Литву и Белоруссию.
Крестьянские выступления оставались стихийными и разрозненными.
Крестьянам не удалось добиться изменений в условиях освобождения и наделения землёй.
Начало реформ не изменило отношение демократов к власти. В «Колоколе» развернулась критика реформы 1861 года, которую Герцен счёл обманом народа. Однако он не призывал к революции, т.к. вынес отвращение к гражданской войне после событий 1848 года в Европе. Это возбуждало недовольство революционной молодёжи. Поиски автором мирных, ненасильственных путей развития оттолкнули от него революционеров, а поддержка польского мятежа – либеральную интеллигенцию. Даже переезд редакции в 1865 году в Женеву не смог возродить авторитет Герцена. В 1867 году выпуск «Колокола» был прекращён.
Продолжателем его дела в России стал Чернышевский, тяготевший к союзу с либералами. Он говорил о неизбежности революции, но напрямую не призывал к ней. Это стало отличительной чертой действия «шестидесятников». Найденная в бумагах Чернышевского прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» к восстанию не призывала. Неизвестный автор стремился убедить крестьян в преждевременности насильственных действий.
Обращаясь к императору в 1862 году в «Письмах без адреса», которые не прошли цензуру, Чернышевский предупреждал царя о возможной крестьянской революции и стремился подготовить к ней власть и общество. Однако эта нерешительность лидера приводит к спаду популярности «Современника» в первой половине 60-х гг. XIX в.
В это время наряду с идеями «общинного социализма» и поиском ненасильственных действий появляются более радикальные идеи нигилизма. Социальным носителем этого направления стала «критически мыслящая личность», чаще всего маргинальная, не имеющая определенного социального статуса.
Нигилизм – учение, отрицающее устоявшиеся нормы поведения, исторические традиции и господствующее мировоззрение, для которого характерно:
а) отрицание патриархальных семейных нравов и ценностей;
б) отрицание догматов православия;
в) отрицание какой-либо роли гуманитарных наук и искусства;
г) отрицание абстрактной помощи и гуманизма.
Наряду с нигилизмом появляются идеи общего критического звучания. Наиболее интересные идеи высказал Д.И. Писарев.
Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868 гг.) - с 1860 года ведущий публицист журнала «Русское слово».Будучи социалистом, он выступал за изменение существующего строя. Но свои надежды возлагал не на крестьянскую общину, а на индустриальное развитие общества. При этом Писарев не признавал всеобщего равенства «муравейника», выступая за развитие отдельной личности: на пути человеческой индивидуальности должны быть уничтожены все препятствия – бытовые и семейные устои, традиции, религия, авторитеты. В 1862 – 1866 гг. за антиправительственный памфлет Писарев был заключен в Петропавловскую крепость. В 1868 году утонул.
Революционно-демократическое движение было пёстрым и разнообразным, хотя разночинцы и называли своим учителем Чернышевского.
На рубеже 50 – 60 гг. революционно-демократическое течение вступило в новую полосу своей деятельности.
На смену абстрактной пропаганде пришла конкретная агитация конкретных действий, т.е. началась «эпоха прокламаций»(«К крестьянам», «К солдатам», «К молодому поколению»).
Весна 1861 года первой прокламацией стал «Великоросс» (предполагаемый автор – Чернышевский), обращенная к образованным классам общества. В ней содержались требования свободной конституции, ответственных министерств, ликвидации сословий, введения местного самоуправления, освобождения Польши, наделения крестьян землей без выкупа. Вокруг этих лозунгов «Колокол» развернул полемику.
В июле 1861 года в «Колоколе» опубликована статья Огарева «Что нужно народу?», в которой были сформулированы основные требования революционной демократии (программа-«минимум» Огарева).
Осенью 1861 года появилась прокламация «К молодому поколению» (написана сотрудниками «Современника» М.И. Михайловым, Н.В. Шелгуновым), которая призывала к замене самодержавия выборной властью, к национализации земли и передаче её в пользование крестьянским общинам.
В мае 1862 года 20-летний студент П.Г. Заичневский написал прокламацию «Молодая Россия», которая имела наиболее радикальный характер (сам автор был арестован в имении отца за пропаганду среди крестьян). Главная ее черта – бескомпромиссность, крайний нигилизм, возможность применения террора для установления демократической республики.
Авторы последних двух прокламаций выражали готовность пролить «реки крови» ради счастливого будущего.
До 19 февраля 1861 была написана еще одна прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»,но распространять её стали с лета 1861 года. Под подозрение попал Чернышевский и в 1862 году Третье отделение его арестовало. И хотя авторство Николая Гавриловича не удалось доказать, он в течение двух лет находился в Петропавловской крепости, где написал роман «Что делать?».
В отличие от Герцена он не считал западноевропейский социализм упадком и изобразил в романе «светлое будущее» на основе соединения общинной организации и машинного производства («Четвёртый сон Веры Павловны»).
19 мая 1864 года над Чернышевским состоялся обряд гражданской казни, после чего его отправили на 7 лет на каторгу, затем перевели в Вилюйский острог, а в 1883 году – в Астрахань. В 1889 году Чернышевский вернулся в Саратов, где в том же году скончался.
В целом, революционеры-демократы выдвигали следующие идеи:
1) передача земли крестьянам, сохранение общинного землевладения;
2) снижение выкупных платежей и податей;
3) снижение численности рекрутов;
4) введение самоуправления и всенародного представительства в центральных органах власти.
Все деятели революционного лагеря ждали всероссийского крестьянского восстания, которое должно было перерасти в революцию, но, в зависимости от взглядов на ее перспективу оформилось три типа деятелей:
1) Герцен и Огарев, считавшие революцию «последним доводом угнетенных»;
2) Чернышевский, считавший, что для революции должны вызреть социально-экономические и политические предпосылки;
3) Заичневский, Ишутин, Нечаев, полагавшие, что революция – самоценность, несущая мощный созидательный заряд.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 432;