II. Русское кино 1917-1930 гг.
В силу естественных причин на годы революционных волнений о кинематографе забыли. В 1919 году началось строительство нового кинематографа, среди деятелей того времени были заметны многие известные люди. В частности, Максим Горький, выступавший с докладами о роли театра и кино. Анатолий Луначарский пишет сценарии для первых советских фильмов, Владимир Маяковский принимает активное участие в создании кинокартин как драматург и актер. Алексей Толстой возглавляет в Москве литературную комиссию по кино.
Вся эта работа была сопряжена с грандиозными трудностями: не хватало пленки, часть оборудования была вывезена на юг, киноателье разорены. Советская власть стремилась поставить кинематограф на службу своим идеологическим интересам. В разные концы СССР снаряжались агитбригады с проекционными аппаратами, на фронтах Гражданской войны снималась хроника. В августе 1919 года Владимир Ленин подписывает декрет Совнаркома «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». В это же время слова Ленина о важнейшем из искусств стали лозунгом советского кино.
Однако продолжали ставить и фильмы по классическим произведениям, большим подспорьем в этом вопросе был опыт, накопленным дореволюционным кинематографом. Выходит фильм «Отец Сергий», 1918 год, режиссер Яков Протазанов, и «Поликушка», 1919 год, режиссер А. Санин по произведениям Льва Толстого. Роль Поликушки в исполнении Москвина входит в историю. В США на кинематографическом конкурсе фильм занимает призовое место.
Активно работает в кино Владимир Маяковский – его фильмы «Барышня и хулиган», «Не для денег родившийся» выделялись из ряда обычных для того времени фильмов. В работе «Закованная фильмой» Маяковский ставит эксперименты в области киноязыка.
Было налажено производство агитационных фильмов, так называемых агиток. Именно в этом виде кинематограф воспринимался тогда в первую очередь. Это были фильмы-лозунги, фильмы-прокаты, поставленные на злобу дня. В этих работах, а было их более 50, видны были схематизм, ходульность, внешняя патетика. Сценарий первого агит-фильма «Уплотнения» был написан Луначарским, фильм снял А. Пантелеев: в нем рабочий и профессор, оказавшись соседями, вместе читают книгу, идут рядом на демонстрации. Этот период отечественного кинематографа завершается фильмом «Серп и молот», 1921 года, который перерос рамки агиток: он давал сравнительно широкий жизненный фон, включая эпизоды в городе и на селе, на фронтах Гражданской войны, некоторые кадры носили документальный характер. Режиссер фильма – В. Гардин.
В 1923 году выходит «первая фильма революции» - «Красные дьяволята». Режиссер – Иван Перестиани. Это приключенческая картина по повести П. Бляхина, о юных героях. Фильм обрел широкую популярность.
Изыскания режиссера Льва Кулешова и его учеников сыграли большую роль в становлении нового искусства. В 1920 году он снимает «На красном фронте» - наряду с игровыми сценами в фильме присутствуют документальные, снятые во время поездки по фронтам. В мастерскую Кулешова входили многие именитые деятели, которые на подмостках ставили этюды, выстроенные с учетом кинематографической выразительности. Это явление получило название «фильмы без пленки». Тогда же возникает понятие «актер-натурщик», герой, способный существовать в обстановке реальной жизненной среды.
С именем Льва Кулешова связана также разработка монтажной теории. Картина «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924 год) была поставлена в жанре социального кинопамфлета. К числу самых значительных работ Кулешвоцев относится и фильм «По закону» (1926) по рассказу Джека Лондона «Неожиданное».
В ряду новаторов советского и зарубежного кино одно из первых мест принадлежит Сергею Эйзенштейну. Созданный им фильм «Броненосец Потемкин» (сценарий Н. Агаджановой-Шутко), 1926 года, открывает список шедевров, выбранных из тысяч лент в результате международного голосования. Это фильм всех времен и народов. Ученик Мейерхольда, активно работающий в театре, он ищет новые образные средства для воздействия на зрителя. Поставленный им в 1924 году фильм «Стачка» воспроизводил в кадрах образ рабочей массы. С этих пор реальность предстает в кино не только в документальном своем облике, но и в метафорическом. События хроники предстают перед зрителем с героем-массой в центре действия. Этот образ создавался с помощью «неактера», так называемого типажа, обладавшего яркими признаками некого образа – моряка, офицера, рабочего.
В картинах «Октябрь»(1927) и «Старое и новое» (1929) Эйзенштейн кладет в основу исторический материал, но сохраняет приверженность к крупным, масштабным формам киноискусства. Работа над этими картинами сопровождалась борьбой с идеологической машиной, прямым вмешательством политических инстанций в искусство – все это чрезвычайно сильно сказалось на творчестве режиссера и его произведениях.
После «Броненосца» появляется фильм «Мать» (1926 г) в постановке Всеволода Пудовкина. Произведение новаторское, вошедшее в сокровищницу мирового кино. Режиссер стремился так же «влезть в живого человека, как Эйзентштейн влез в броненосец». Теме прозрения человека посвящены, поимом матери, такие картины Пудовкина как «Конец Санкт-Петербурга «(1927), «Потомок Чингизхана» (1928), вместе с «Матерью» составившие экранный триптих.
Существенное влияние на русское кино оказал синематограф Украины. Александр Довженко разрабатывал в своем творчество исторические злободневные темы, возвращаясь в своих картинах к традициям украинского фольклора. Кадры «Звенигоры» (1927 год) возвращают в седую древность, а потом тут же переносит в наши дни, благодаря находкам монтажа. В картине «Арсенал» раскрывается тема социального неравенства на Украине, «Земля» 1930 года была посвящена проблеме бедных и богатых, воспринималась с экрана как трагическая кинопоэма, разворачивающаяся на фоне прекрасной природы.
Группа ленинградских кинематографистов по главе с Козинцевым и Траубергом относят кино к низкому искусству. Фабрика эксцентричного актера, возникшая на базе группы, выпускает ряд своих фильмов: «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926). Оживленную дискуссию в прессе вызвала картина «Шинель» (1926), поставленная Козинцевы и Траубергом в традициях Гоголя, с причудливым смешением реальности и фантастики. Этим картинам был присущ сравнительно высокий уровень изобразительных решений (оператор – А. Москвин), что выделяет их из ряда других кинолент того времени. Фильм "С.В.Д" (1927), романтическая мелодрама, был посвящен эпохе декабристов - восстанию черниговского полка на юге России. "Новый Вавилон" (1929) - о Парижской коммуне - входит в ряд крупнейших кинематографических произведений тех лет. Литературные традиции - романы Золя - и живописные полотна импрессионистов накладывают свой отпечаток на кадры фильма. Творчество ФЭКСов, которых нередко обвиняли в "формализме" и подвергали острейшей идеологической критике, с течением лет приобрело значение классического наследия.
Возникает на фоне меняющейся психологии человека жанр, который называли «психологическим и бытовым». Это сцены жизни цехов, тесных квартирок на Мещанской и домов на Трубной, деревенский быт. Появились фильмы, ориентированные на НЭПманов. В этот период в кино видна борьба в области культуры и искусства, столкновение политических, цензурных директив и реалистического творческого поиска.
Фильмы Якова Протазанова пользовались неизменной любовью зрителей – в 1924 году он снял «Аэлиту» по Алексею Толстому, в 1925 – «Его призыв», в затем создал популярный цикл комедийных фильмов: «Закройщик из Торжка» (1925),»Процесс о 3 миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1927), «Праздник Святого Йоргена» (1930). В них режиссер использует материалы газетных фельетонов и сатиру зарубежных авторов. Он ориентирован на работу с известными актерами, что увеличивает доходность его картин.
Молодой режиссер Абраам Роом ставит в 1926 году фильм «Бухта смерти» по рассказу Новикова-Прибоя. Стремление проследить на экране за поведением человека, поставленного перед необходимостью выбора объединяет этот фильм с работой Якова Протазанова «Сорок первый». Роом, стремящийся снимать эмоционально-насыщенные фильмы, позже работает над «3 Мещанской» (1927), посвященной вопросам морали и быту. Автор замкнул действие в одной комнате, использовав сюжет «любовь втроем». Ставка на актера, на "живого человека" позволила Роому создать значительный в своем содержании и незаурядный по мастерству фильм "Привидение, которое не возвращается" (1929, по новелле Анри Барбюса и сценарию В. Туркина) - о судьбе рабочего, заключенного в тюрьму в одной из стран Латинской Америки.
В «прозаическом» стиле снимал на современном материале Ф.Эрмлер, - «Катька-Бумажный Ранет», (1926), «Парижский Сапожник» (1927) – рассматривая вопросы морали и быта, режиссер выбрал манеру кинорассказа, привнеся на экран элементы публицистики. Один из самых значительных фильмов тех лет «Обломок империи» (1929 г), Эрмлер создает в содружестве с актером Никитиным. С помощью условного приема - к человеку, контуженному в первую империалистическую, внезапно возвращается память, и на экране сталкиваются два времени, две эпохи. Этот замысел потребовал крупных экранных обобщений, достигнутых средствами как актерскими, так и монтажными. Эпизод возвращения памяти, сыгранный Ф. Никитиным и объединенный в целое благодаря "ассоциативному" монтажу, словно позволял увидеть в кадрах работу человеческого сознания.
Молодежную тематику поднимал в своих работах С. Юткевич. Творческая зрелость этих мастеров «второго призыва» падает уже на звуковой период. В 1928 году Юткевич ставит «Кружева» - о жизни и делах заводской молодежи в романтичном, поэтическом ключе. Ко второму призыву принадлежит также режиссер Ю.Разйзман, который в годы немого кино ставит «Круг» (1927 г) о НЭПмановском быте и исторический фильм «Каторга» (1928), получивший известность за рубежом.
Особое место в ряду мастеров психологического и бытового направления занимал Е.Червяков. Он оказался близок к поэтическому кинематографу. В поставленных им картинах "Девушка с далекой реки" (1927), "Мой сын" (1928), "Золотой клюв" (1929) фабульные связи не были преобладающими; не меньше значили лиризм актерской игры, ритмика монтажных фраз и общий поэтический колорит кадров.
Наряду с комедийными фильмами Якова Протазанова известность получают лирические комедии режиссера Б. Барнета "Девушка с коробкой" (1927) и "Дом на Трубной" (1928). Театральный режиссер А. Попов создает популярную комедию "Два друга, модель и подруга" (1927): история двух парней, одержимых изобретательством, выводила на экран положительные комедийные характеры. И. Пырьев избирает в годы немого кино жанр киносатиры, который он успешно разрабатывает в фильмах "Посторонняя женщина" (1929) и "Государственный чиновник" (1930).
Историческую тематику разрабатывает в своем творчестве режиссер А. Ивановский. Его фильмы "Дворец и крепость" (1924) по роману О. Форш "Одетые камнем" был выстроен на столкновении контрастных образов (пируэты балерин во дворце - ноги узника в кандалах). Опытный режиссер и актер В. Гардин снимает картину о Пушкине "Поэт и царь" (1927). Поставленные по произведениям М. Горького и М. Шолохова, фильмы "Каин и Артем" (1929, реж. П. Петров-Бытов) и "Тихий Дон" (1930, реж. О. Преображенская и И. Правов) расширяли опыт экранизаций русской и советской прозы. В ряде экранизаций отчетливо были видны следы вульгарно-социологических влияний. Одновременно делались попытки ориентироваться - с коммерческими целями - на привычные зрительские вкусы. Такие фильмы, как "Медвежья свадьба", "Ледяной дом", "Победа женщины", "В угаре НЭПа", "Свои и чужие", "Жена", складывались, по словам С. Эйзенштейна, в "реакционно-обывательскую линию в кино".
Новую эпоху в истории кино должно было открыть новое изобразительное средство – звук. В 1928 году появляется документ «Будущее звуковой фильмы. Заявка» за подписью Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова, где впервые исследуются перспективы звукового кино. С октября 1929 г. в Ленинграде на Невском начал работать первый в стране звуковой кинотеатр, оборудованный по системе А. Шорина. В Москве, в лаборатории П. Тагера, была создана система "Тагефон".
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 456;