Проекты метфака Вхутемаса 20-х годов
В рамках реорганизации всей системы образования в 1920-м году на базе 1-й и 2-й свободных художественных мастерских образуется ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН.
Мастерские ВХУТЕМАСа состояли из 8 факультетов. Конструктивизм и разработанный его идеологами «объективно-формальный метод» легли в основу преподавания прежде всего на металлобрабатывающем (метфаке) и деревообрабатывающем (дерфаке) факультетах. Позже они были объединены. Именно здесь впервые в России были опробованы новая методика преподавания и новые принципы проектирования, опирающиеся не на стилизацию, а на функциональные требования, учет культурной ситуации, промышленной технологии.
Обучению предшествовала общая художественная подготовка в течение 2-х лет.
Наиболее влиятельными были сформировавшиеся как течения в архитектуре рационализм (Н. Ладовский) и конструктивизм (А. Веснин), конструктивизм в дизайне и полиграфии (Эль Лисицкий, А. Родченко), школа В. Фаворского в графике, идеи функционализма и стандартизации (А. Филиппов на керфаке).
Модель универсального дизайнера - не замыкавшегося на специализации, являвшегося профессионалом самого широкого профиля, замахивавшегося на архитектуру, на интерьеры, на книжную графику, на предметное проектирование
Родченко, преподававший на метфаке, использовал следующие принципы проектирования:
-Основное внимание уделяется инженерно-техническим дисциплинам (художественная сторона проявлялась прежде всего как инженерная деятельность)
-Внимание заостряется на поисках новых функциональных конструкций
-Проектирование многофункциональных предметов, «динамических» вещей— сборно-разборных и складных
-Примеры заданий — убрать весь декор с готовой вещи, предложить новую форму знакомой вещи, предложить связный комплекс вещей (например, оборудование избы читальни)
- Новая вещь — это уже проектирование без прототипа, опираясь лишь на функциональные, потребительские и производственные факторы.
Студенты метфака изучали химию, обработку металлов, организацию производства, проводились практические занятия в мастерских.
Проектными итогами становились макеты уменьшенного масштаба или в реальную величину.
Первоначально художественное начало изгонялось, чтобы не влиять на потребителя психологически (по словам Степановой), это были чисто функциональные вещи. Главным в них была идея, а не форма. «Простые обыватели» оказались не согласны с таким подходом. Позднее были созданы более совершенные предметы.
Первые работы продемонстрированы в 1923 году на отчетной выставке. Здесь были представлены:
-набор металлических предметов «для походов и экскурсий» (Быков) — нож, вилка, сковородка, чайник, все складывалось в котелок
-раскладная раковина и умывальник
-Интерьер салона самолета(складывающиеся кресла-нары)
-Корзина мотоколяски аэродинамической формы
-Родченко -- создание киосков, складывающихся в компактный кофр
-Раздвижной киоск Быкова (всего 6 проектов театральных киосков): в сложенном состоянии – ящик для переноски книг, а в разобранном – ажурная конструкция с несколькими вертикальными и горизонтальными плоскостями.
Мастерские Метфака часто выполняли работу на заказ, в таких работах принимали участие и студенты.
По причине нищеты молодого государства добиться отточенности реализации, присущей проектам Баухауза, да и вообще внедрить идеи в массовое производство не удалось. Выпускники Вхутемаса часто воспринимались просто как инженеры в связи с нехваткой кадров. С реорганизацией ВХУТЕИНа в 1930 году деятельность метфака и дерфака была практически свернута, и зарождавшаяся школа отечественного дизайна практически прекратила существование.
Дипломный проект «Стандарт оборудования кинопередвижки-читальни» Д.Заонегин.1929 г.
Руководитель А. Родченко
Универсальный трансформируемый стол. И.Морозов. 1926 г.
Руководитель А. Родченко
Поильники для младенцев в кассете. А. Сотников. 1930 г. и Модель стула. Н Рогожин. 1929г.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 603;