Деятельность Сенежской студии 1970-1980х годов
Сенежская студия (Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников, руководитель Розенблюм) выдвигала отличную от официального ортодоксального функционализма концепцию: они подчеркивали связь "художественного проектирования" с общей культурой. Задачей проектной деятельности они видели вовлечение технического предмета в обычную культуру, придание ей самостоятельной культурной ценности.
В студию привлекали оформителей, прикладников, живописцев, графиков и других специалистов.
Для занятия в студию приезжали весной и осенью на два месяца, а иногда и по 2 срока. Здесь им читали лекции, проводили мастер классы, а итогом был проект, который выполняли по 2-3 человека, оформляя виде планшета или макета.
Принципы художественного проектирования в студии:
-Основа творческой деятельности - изобразительное искусство
-Проектирование родственно театральному творчеству (театр общения между преподавателем и учеником, театр рождения новой формы)
-Результат работы, макет - художественное произведение
-Место приложения - бесхозная земля между архитектурой и традиционным дизайном
-Принципы «бумажного дизайна» - поиграть в особую игру
-Они все более критиковали «реальный дизайн», иногда просто из принципа
-Человек как рациональное существо будущего, проектирование для человека. Предлагалось проектировать пару "человек-вещь", где взаимодействие человека с вещью носит не только утилитарный, но и социо-культурный характер.
-Порой решение задач минимальными средствами при максимальном эффекте
-Поощрение стилизации
-Никаких особых эргономических исследований.
-Концепция «открытой формы» - формы, позволяющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру ее элементов. Открытая форма обладает избыточностью, допуская возможность человека "допроектировать" ее, творчески переделать под себя. Она трансформируема и изменчива, но в каждом положении она должна быть красива. В последствии этот аспект перерос в «средовой дизайн». Структура открытой формы построена на композиции внутрипространственных ритмов (приборов, деталей), выявляемых в объекте.
Пример открытой формы - установка для очистки кислорода: с установки сняли бы квадратные кожухи, обнажив технологический цикл из трубок, трубки перетасовали, центром композиции стал пульт управления(то есть человек). Человек получил бы возможность наблюдать за процессом.
В конце концов создатели Сенежской студии признали, что в реальности из художественного проектирования изделий для промышленности ничего не получилось, не хватило технической базы. Наиболее сильно их влияние оказалось на городскую среду, а также на музеи. Студийцы прежде всего развивали свою проектную фантазию, учились свободе творчества и приобретали широкий взгляд на вещи.
Проекты:
-благоустройство городской среды: площадь Маяковского - организация среды для общения;
-проект оформления района Зарядье в Москве к Олимпиаде-80
-промышленные изделия: видеотелефон для родильного дома
-экспозиции музеев: музей оружия в Коломне (музей-клуб, музей, включающий прошлое в жизнь современного человека, живые, динамичные экспозиции)
-проект реконструкции завода железнодорожного оборудования и интерьеров цеха железобетонных панелей в одном из комбинатов – предлагалась установка пешеходных эстакад
-проект пассажирского самолета (Коник и Розенблюм): внутренний интерьер под стать внешнему из кривых линий (популярная в студии идея), кресло – тонкостенная конструкция с надувным матрасом, кресла друг на против друга (для общения)
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 654;