Американский коммерческий дизайн 1930 х годов
Предпосылки возникновения американского дизайна:
Быстрый технический прогресс – США впереди Европы, развитие массового производства + отсутствие глубоких национальных культурных традиций. Один из двигателей американского дизайна - реклама, рекламный плакат. Развитие американского дизайна связано прежде всего с желанием продать товар. (Лоуи: «Дизайн – это то, что заставляет чаще звонить магазинную кассу»)
Американский дизайн рождался в период кризиса с пониманием, что стабильность экономики это не просто сбыт массовой продукции. (Ориентация на опыт Форда). С 1927 года дизайнеры начинают играть в промышленности важную роль, постепенно штат проектировщиков пополняется чертежниками, инженерами, модельщиками и спецами по изучению рынка. Дизайнеры занимаются не только проектированием товара, но и упаковки, рекламы, витрин и коммерческой архитектурой. Большинство компаний заключали контракты с независимыми дизайн бюро. Американских дизайнеров обучали многие специалисты из Европы.
Дизайн начинает развиваться как коммерческая служба: вас заставляют покупать часы, когда старые еще тикают, создается эффект «искусственного устаревания». Он порожден волной «стайлинга», когда модернизировалась лишь оболочка вещей.
Дизайн США вывезен из Европы (Парижская выставка, 1925 г.) - стиль Ар Деко (на выставке побывал, например, Норман Белл Геддес, ставший посте пионером американского дизайна).
Характерные черты стиля ар деко:
-создание иллюзии благополучия
-использование ценных и дорогих материалов (слоновая кость, перламутр, бронза, экзотическая древесина)
-ориентация на декоративность, монументальность
-интерес к экзотике
-в позднем ар деко - использование приемов формообразования Баухауза в чисто декоративных целях.
-контрастные цветовые сочетания, энергичный, суховатый, резкий женский образ в графике.
В американском варианте ар-деко вылился в следующие стили:
Обтекаемый стиль (streamlined) -позднее ответвление ар деко. Для него характерно восхищение прогрессом и высокими скоростями, использование обтекаемых каплевидных форм, пришедших из авиации, при проектировании предметной среды.
Небоскребный стиль- использование элементов композиции небоскреба - нового американского символа, таких как стремящиеся вверх ступенчатые композиции, в дизайне предметной среды и рекламе
Пионеры американского дизайна:
Норман Бел Геддес :
стал проектировать вещи, не рассчитывая на их воплощение в промышленности, Геддес освоил те самые обтекаемы формы, под лозунгом которых позже и начался американский дизайн.
Он был театральный художник, поклонник обтекаемых, аэродинамических форм, отображающих прогресс с его высокими скоростями. Проектировал транспортные средства и бытовую технику. Известная работа - сервиз для коктейля "Небоскреб".
Уолтер Тиг:
В 1927 году основал свою дизайнерскую фирму. Художник-график, журнальный иллюстратор. Также последователь обтекаемого стиля. Сотрудничал с фирмой Кодак, спроектировал фотоаппараты из пластмассы.
Раймонд Лоуи:
начинал как рисовальщик в журнале мод, а в 1929 году открыл свое бюро. Его успех начался с проектирования ротатора. Лоуи часто выступал рационализатором конструкции. Его кредо была»инженерная честность» - он редко занимался чистым стайлингом. Примеры его успеха: Холодильник фирмы Sears Roebuck, упаковка сигарет «Лаки Страйк» (Лоуи просто предложил дублировать рисунок на другой стороне упаковки), автобус «Сильверсайдс»,автомобили для «Кадиллак», «Форд», «Ягуар» и других фирм ( призывая бороться со стайлингом, Лоуи предложил взять в основу проектирования авто законы аэродинамики), логотипы Shell и Coca-Cola. Лоуи всегда тщательно изучал рынок, заказчиков и потребителей, следил за изготовлением опытного образца.
Генри Дрейфус:
начинал как театральный художник. В 30-е годы Дрейфус начал утверждать свое композиционное видение: архитектоническое упорядочение массы предмета, совмещение функциональных элементов, зрительное объединение узлов механизмов. Для его проектов характерны устойчивая, несколько статичная композиция и выразительность фактуры самого материала, его окраски. Уделял большое внимание эргономике. Его крупнейшими работами 30-х годов стали, холодильник статичных прямоугольных форм с дверцей на накладных петлях в верхней части лицевой панели ("Дженерал электрик", 1938), арифмометр (1933), проекты форм шин и колесных спиц (1937), телефонный аппарат для фирмы "Белл" ("Модель 500", 1937)
Бел-Геддес - ликерный набор Небоскреб
Локомотив New York Central Railroad (дизайн-проект Дрейфуса)
Раймонд Лоуи:
Проекты Ульмской школы для фирмы «Браун» и литейно-геометрический стиль 50 х – 60 х годов
Ульмская школа создана в 1949 году как идейный продолжатель Баухауза.
Первый руководитель - Макс Билл.
Большое внимание уделялось проблеме формообразования: М. Билл резко выступал против вялой нейтральности формы и против ее стилизации как фактора сбыта - стремление к честной форме.
4 факультета: дизайн промышленных изделий, строительства, визуальных коммуникаций и журналистики.
В Ульме разрабатывалась методика дизайнерского проектирования с разбивкой его на этапы - сбор информации, предпроектный анализ, поиск аналогов.
Трактовка функции вещи ведется в широком смысле, не только в утилитарном, но и психологическом, и эстетическом.
В отличии от "скульптурного и цельного" итальянского дизайна немецкий дизайн - логическая система, где результат достигается минимальными средствами.
После ухода М.Билла ы 1956 году под руководством Айхера и Г. Гугелота начата разработка проекта корпоративного стиля фирмы Браун. В дальнейшем он был существенно развит Дитером Рамсом.
Фирма прежде всего создала обобщенный образ своего потребителя. Браун сделала ставку на скромного, опрятного потребителя.
Сухость и лаконизм моделей Браун стали в глазах потребителей самостоятельной ценностью.
Корпоративный стиль Браун:
- основывался на обобщенном образе скромного потребителя, "дискриминованного" крупными монополиями, разрабатывая конструктивно и функционально безукоризненные и относительно дешевые модели.
- была создана единая концепция в дизайне продукции этой компании - персонализированная стилистическая система, присущая только фирме Браун, которой следовали все ее продукты, выраженная в формальном лексиконе
-стиль следовал идеалу "хорошего дизайна", сформулированному Рамсом: инновационный, эстетичный, честный, последовательный, экологичный, по мере возможностей незаметный (минимум дизайна)
- в формообразовании - прямоугольность, коробчатость аппаратуры, сочетавшаяся с секционной панельной мебелью
- в цвете - темный сменился на белый, оттенки серого и прозрачный
- в материалах - новые искусственные материалы (плексиглас)
- в общем, "тяжелый мебельный" стиль сменился на "современный технический"
Конкретные решения, предложенные Рамсом:
-прозрачные крышки из плексигласа для радиолы
-выпуклые, а не вогнутые кнопки управления
-ручка фена под углом, чтобы удобно было сушить волосы сзади
-современная конструкция кофеварки - цилиндр с фильтром и емкость для воды, вставленные друг в друга
Дитер Рамс
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 1929;