Второе течение – конструктивизм, его возглавлял как родоначальник, Татлин.
В конструктивизм, развивавшемся под влиянием контррельефов Татлина, главенствовал не поиск новых внешних форм и нового стиля, а конструирование изнутри, исследование внутренних связей между теми же абстрактыми элементами, что и у Малевича, подчеркивание выразительности их сочетаний и материала, уделение внимания вещественности. Конструктивисты были непримиримы к чистому искусству.
Принципы конструктивизма:
функциональное и рациональное отношение к материалу и к конструкции
понимание творчества как работы, делание.
Конструктивизм как творческое направление был создан в 1921 году группой художников ИНХУКа (Института художественной культуры). В группу входили Родченко, Степанова (его жена), А. Ган, братья Стенберги и другие. Инициатором программы был Кандинский, чья деятельность мало соприкасалась с производственными перспективами, и вскоре он уехал.
В серии своих пространственных работ 1920-1922 года Родченко развернул свои плоские работы в пространстве, выступив как конструктор. Здесь в зародыше находятся проеты его трансформируемой мебели, оборудования, выставочных стендов.
В 1920 годы бурно развивался «городской дизайн»: оформление праздников, действий, агитационно-массовой печати, агитационных установок, трибун, эстрад и киосков. Свой расцвет переживал плакат, лучшими рекламными плакатами были плакаты Родченко с текстами Маяковского.
Художники-конструкторы внесли много нового в конструирование одежды. Основными потребителями моды были нэпманы. Одежду проектировал, например, Татлин.
Попова, Степанова, Родченко отправляли свои эскизы на ситценабивную фабрику, это были геометрические орнаменты в 3-4 цвета.
Начинается тенденция трансформируемого оборудования: требовалось обставлять очень маленькие жилы пространства: иногда 1 семья жила в 1 комнате. Разработкой такой мебели занимались Лобов (оборудование жилой комнаты), Мартынов (шкаф-перегородка)
Реальную базу для реализации конструктивисты получили с созданием ВХУТЕМАСа (1920), но в конечном счете, конструктивизм не нашел реального контакта с промышленностью. Ему пришлось ограничиться художественно-прикладной деятельностью и рекламой, в которой он ознаменовал новый этап. Реклам - конструкторы Родченко и Маяковский использовали наборный шрифт с разномасштабными гарнитурами, типографские элементы (плашки), отказ от традиционных изобразительных приемов (реализм заменяется геометризмом) фотомонтаж. Пример — рекламная кампания Моссельпрома.
Уже к 30-м годам конструктивизм вытеснялся новой концепцией — соцреализмом, и изгонялся отовсюду.
Родченко:
Степанова:
Проун Лисицкого:
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 530;