Советский транспортный дизайн 1930х годов
Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностранных фирм. Поэтому дизайн автомобилей был также во многом вторичен, преобладал американский обтекаемый стиль (грузовик ГАЗ-АА — Форд-А)
К середине 30-х активируются поиски в формообразовании отечественного автомобиля:
- Никитинисследует аэродинамику кузова, результатом его исследований является экспериментальный ГАЗ-АА-Аэро — обтекаемый, с v-образным лобовым стеклом
- Кириллов (адаптировавший грузовой автомобиль Форд-40 в ГАЗ-М1 «Эмка») разрабатывает композиционные правила проектирования кузовов, основывающиеся на ощущении устремленности
- сходящиеся в точке линии
- каждая деталь должна подчеркивать движение
- горизонтальные линии преобладают над вертикальными на бкоквых поверхностях, а спереди и сзади могут быть вертикали
- мягкие контуры без замысловатых конфигураций, а не ломаные стрелы
- единообразие и симметрия
- Долматовский — развивает исследование Кириллова, уделяя внимание пропорционированию кузова на основе золотого сечения и форм, встречающихся в природе
ЗИС-101 (1937)— парадный автомобиль, первоначально был скопирован с Бьюика, но к выпуску уже существенно отличался от него. В числе его разработчиков — В.Н. Ростков
КИМ-10 (1940)— первый малолитражный автомобиль. К моменту выпуска его форма, скопированная с Бьюика, морально устарела, и потребовала доработки, но массовому выпуску помешала война
Концептуальный автомобиль Долматовского и Росткова (1941) с задним расположением двигателя — предсказал форму будущей Победы.
Московское метро
Метрополитен задумывался как среда уже наступившего светлого будущего, объект подражания. К строительству метрополитена были привлечены лучшие силы.
Поезда метро - самые комфортные транспортные средства. Форма вагона, головного вагона - деликатная форма обтекаемого стиля.
Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик транспорта наземного. Был разработан новый тип московского троллейбуса и трамвая, появились экспериментальные автобусы с «вагонной» компоновкой.
Авиадизайн
Авиационная тема была идеологизирована - устанавливались рекорды скорости, проповедовалось отношением к летчикам как к героям.
Авиация в те годы служила как бы символом прогресса. Стремительности и чистоте форм самолетов старались подражать дизайнеры, работавшие в самых разных областях.
В агитационных целях использовалась агитэскадрилья "Максим Горький с его флагманом - гигантским агитсамолетом, походившим на корабль с закругленным носом из дюралюминия.
Максим Горький - самый большой самолет в мире тех лет, его задачей было прославлять строй и поражать воображение. В нем имелась киностудия, типография, кинооборудование и буфет. Самолет разбился во время воздушного парада в Москве.
Самолеты украшались нефункциональной агитационной графикой и скульптурными элементами, как например, агитсамолет журнала Крокодил, с носовой частью в форме челюсти
Дизайн поездов
Паровозы "К22" и Серии "В", подражавшие американским паровозам Лоуи обтекаемых форм, были осуждены за "модность".
Существовали и концептуальные проекты, которые не были реализованы:
-шаровагон Ярмольчука (1929-1931)- особенностью было применение шаров в качестве движителей, головной частью напоминал сверхскоростные японские поезда
-аэропоезд Вальднера - вагоны на монорельсе приводились в движение пропеллерами
ЗИС 101
КИМ 10
аэропоезд Вальднера
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 486;