Музеи. Театр. Музыка


Государственная Третьяковская галерея в Москве — одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, все­мирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя — московского купца П. М. Третьякова (1832— 1898), подарившего в 1892 г.городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который начали пере­страивать под музейное здание. Третьяков хотел создать публич­ный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». В 1881 г.он открылся для посетителей.

Главными театрами страны во второй половине XIX в. по-прежнему оставались Малый и Александринский. На сцене вы­ступали талантливые актеры и актрисы — П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. В конце 70-х гг. XIX в. начинается театральная деятельность режиссера К. С. Станиславского.

Живопись и музыкальная жизнь 2-й половины XIX в. отме­чена появлением новых талантов, которые принесли мировую славу русскому искусству. На их эстетические воззрения повлияли идеи демократического движения 1850—60-х гг. В 1863 г.группа уче­ников Академии художеств, покинувших ее стены («бунт 13-ти»), организовала «Артель передвижников». Эти же идеи вдохновляли и участников Петербургского музыкального кружка:

1) М. А. Балакирева;

2) М. П. Мусоргского;

3) Н. А. Римского-Корсакова.


Особое место в русской музыке анимает П. И. Чайковский, автор:

1) опер;

2) балетов;

3) симфонических и камерных произведений.

8 60-е гг. XIX в. в Петербурге сплотилась небольшая группа
композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М. И. Глинки.
Впоследствии эту группу, по меткому выражению искусствоведа
В. В. Стасова, назвали «Могучей кучкой». Ее главным организато­
ром и теоретиком был М. А. Балакирев (1836—1910). В состав
«Могучей кучки» кроме него входили:

1) М. П. Мусоргский;

2) Н. А. Римский-Корсаков;

3) А. П. Бородин;

4) Ц. А. Кюи. Деятельность «Могучей кучки» — настолько яркое явление

в русской культуре, что современники говорили о нем как о «му­зыкальной революции» 1860—70-х гг. С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка» окончательно утверди­ла в музыке русское национальное начало.

П. И. Чайковский (1840—1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя и его творчество несомненно принадлежит к русской школе. Особен­но ярко его талант проявился в симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря». Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику.

Живопись

9 ноября 1863 г.большая группа выпускников Академии худо­
жеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную
тему из скандинавской мифологии. 14 учеников исторического
класса демонстративно подали прошение о выходе из Академии.
Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились
в своеобразную коммуну — «Артель художников», которую возгла­
вил живописец И. Н. Крамской (1837—1887). Артельщики прини­
мали заказы на исполнение различных художественных работ,
жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсужде­
ния картин, чтения книг. Эта организация устраивала ежегодные


выставки, показывала их в разных городах России и распределя­ла доходы между членами Товарищества. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество пере­движных художественных выставок», профессионально-коммер­ческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. К середине 90-х гг. XX в. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г.прошло 45 выставок; последняя, 48-я, бы­ла устроена в 1923 г.

Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Г. Г. Мясоедов (1834—1911). Произведение, принесшее ему наибольший успех, — «Земство обедает» (1872 г.). Самая извест­ная картина другого передвижника — В. М. Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Очевиден обличительный смысл картины (в то время это было почти обязательным требованием к произведению искусства), показавшей суеверие и непросвещенность крестьянства. В. Е. Ма­ковский (1846—1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886—1887), художник изобразил конкретное место — Тверской бульвар в Мос­кве. Довольно много полотен написал и Н. А. Ярошенко (1846— 1898), но известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887—1888 гг.).

И. К. Айвазовский (1817—1900), будучи еще студентом, вы­брал основной темой своего творчества морской пейзаж. Посе­лившись в Феодосии, он создал лучшие произведения, самое из­вестное — «Девятый вал» (1850 г.). Другая выдающаяся работа Айвазовского — «Черное море» (1881 г.). Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Он обладал таланта­ми архитектора, музыканта, поэта, археолога. Античные драго­ценности, которые он раскопал в Крыму, до сих пор хранятся в Эрмитаже.

А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм просто­го русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871 г.) за­ставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832—1898). А. И. Куинджи (1841—1910) прив­лекала живописная игра света и воздуха. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика А. К. Сав­расова И. И. Левитана (1860—1900). На вторую половину XIX в.


приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 420;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.