Архитектура и скульптура


В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в совет­ской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на ис­кусстве. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили кар­тину небывалого творческого подъема конца 1910—1920-х гг. Ар­хитектура в период 1920-х гг. характеризовалась интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разраба­тывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектур­ный стиль, основывающийся на так называемом конструктивиз­ме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Сове­тов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дво­рец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина.

Ярким примером технического новаторства служит москов­ская радиобашня, возведенная в 1922 г.по проекту В. Г. Шухова (1853—1939). Он один из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны — гиперболоиды, имевшие боль­шое будущее в мировой строительной практике. Проект развития столицы предвосхитил позднейшие градостроительные идеи За­пада.

В 1929—1930 гг. развернулась оживленная дискуссия о рассе­лении в социалистическом обществе — спор «урбанистов» и «дез-урбанистов». Первые (в их числе А. А. и Л. А. Веснины) выдвига­ли идею создания городов-коммун с жильем гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового об­служивания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (М. Я. Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые по­стройки, а за ними — промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым до­миком и автомобилем.


В начале 30-х гг. XX в. в развитии советской архитектуры про­изошел резкий перелом. В 1932 г.все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР. Появилось немало построек, не­приятно поражающих размерами и обилием украшений.

Одновременно в стране велось массовое строительство. Разра­батывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г.стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г.построены первые панельные дома.

В 1935 г.начались широкомасштабные работы по реконструк­ции Москвы (автор проекта В. Н. Семенов). К 1941 г.был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены 9 новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метро­политена, разбиты зеленые массивы Центрального парка культу­ры и отдыха имени М. Горького.

Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г.приобрело искусство скульптуры. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи; сказки, которая на глазах становится былью.

Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголо­ски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматич­ная композиция И. Д. Шадра (1887—1941) «Булыжник — оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889—1953) «Крестьян­ка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).




Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 397;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.