Ансамбль и его зависимость от фактурымузыкального произведения.
Хоровой ансамбль зависит также от фактуры хорового произведения, т.к. роль отдельных хоровых партий при исполнении произведения может быть не одинаковой и зависеть от степени важности порученного им музыкального материала.
Совершенно очевидно, что партия или партии, исполняющие более существенный музыкально-тематический материал, должны быть более слышны, нежели партии, поющие второстепенное, менее существенное, исполняющее роль аккомпанемента. Поэтому значение музыкального материала, исполнение которого поручено той или иной партии, имеет решающую роль.
В зависимости от фактурного изложения хоровой партитуры ансамбль хора может быть:
1. Унисонным или унисонно-октавным.
Это простейший вид ансамбля хора; он отличается большой звуковой силой, яркостью и богатством звуковых красок. В богослужебной практике – песнопения знаменного распева.
2. Ансамблем гармонического, аккордового склада, требующим равновесия всех звуковых элементов.
Этот вид ансамбля особенно типичен для произведений гармонического склада, в которых доминирует аккордовое изложение. В богослужебной практике это песнопения гимнического вида. В произведениях гомофонно-гармонического склада, с явным мелодическим преобладанием одного из голосов, рекомендуется сопровождающие мелодию голоса исполнять тише – убирать на второй план (но если мелодический голос принадлежит самой высокой хоровой партии, этого можно не делать, - он и так будет звучать ярче остальных).
3. Ансамблем полифонического и смешанного склада, образующимся при сопоставлении различных по значению музыкально-тематических элементов.
Этот вид ансамбля характерен для произведений, в которых, в той или иной мере, применяется полифонический принцип изложения, или, во всяком случае, для таких, в которых значение музыкального материала в хоровых партиях неодинаково. Произведения с таким видом ансамбля не соответствуют уставным требованиям и потому в богослужении не используются.
4. Ансамблем звучности между солирующим голосом и аккомпанементом хора.
К этому типу ансамбля можно отнести некоторые ектении, исполнение “С нами Бог” в службе Великого повечерия, пение “Непорочных” на утрени. В произведениях такого типа следует иметь в виду следующее: хоровой аккомпанемент должен быть исполняем одним нюансом ниже солирующего голоса.
Кроме того, нужно иметь в виду, что в отношении солиста наиболее опасной партией аккомпанирующего хора будет та, к которой по характеру своего голоса принадлежит солист. Следовательно, дирижер должен особенно тщательно следить за той партией, к которой принадлежит солист.
5. Светское Хороведение говорит еще об одном виде ансамбля – ансамбле хора с инструментальным сопровождением. Но, поскольку этот вид не имеет употребления в богослужении, в данном пособии он не рассматривается.
Ансамбль хора в широком смысле слова является совокупностью частных ансамблей, куда входят ансамбль интонационный, строевой, тембровый, динамический, метроритмический, агогический, дикционно-орфоэпический и тесситурный.
Высотно-интонационный ансамбль смыкается со строем по назначению, но не тождественен ему. Это – полная слитность всех голосов хоровой партии между собой по высоте, без нее невозможен чистый общехоровой строй. Чем больше состав хоровой партии, тем труднее создание высотно-интонационного ансамбля. Достигается путем “подравнивания” к определенному образцу – тону дирижера, ведущим певцам.
Метроритмический ансамбль основывается на едином ощущении темпа, метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, особенно в медленном темпе. В случае смены темпа в произведении, главная задача дирижера – моментальная организация нового темпа, что достигается определенной пропорциональностью в соотношении темпа предыдущего и последующего, подготовительным движением (ауфтактом) дирижера, отражающим темп, ритм и характер дальнейшего исполнения.
Артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции (произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков. Особого внимания требуют согласные, особенно сдвоенные или строенные… Исполнение таких сочетаний осложняется, если они располагаются перед паузой – снятие должно быть предельно точным (например: на последнюю восьмую четвертной доли) оттдергиванием руки на себя. В других случаях возможен перенос окончаний на начало следующей доли.
Между партиями и группами часто применяется дифференцированный артикуляционный ансамбль. Например, мелодия в какой-либо партии или группе исполняется легато, а гармоническое сопровождение в остальных партиях – стаккато, в женском хоре – один текст, в мужском – другой, в каждой партии свой поэтический текст.
Тембровый ансамбль – один из наиболее тонких видов ансамбля. Трудно уровнять голоса по высоте, ритму, силе. Намного сложнее избежать тембровой пестроты. Тембровый ансамбль хоровой партии успешно осуществляется двумя способами:
1. Путем подбора певцов с похожими тембрами;
2. Путем стирания тембровых особенностей голосов, сведения их к звучанию, близкому инструментальному (т.н. “дудочка”). Такой ансамбль называется однотембровым.
На практике чаще ограничиваются достижением элементарной слитности, во имя которой приносится в жертву тембровое богатство. Многотембровый ансамбль партии достигается значительно трудней, но содержит в себе большие выразительные возможности.
С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.
Основным контрольным средством определения ансамбля во всех элементах хоровой звучности являются прежде всего музыкальный слух и художественный вкус дирижера-хормейстера, а также умение участников хора соединять, сливать звучание своего голоса с хоровой партией, а партию уравновешивать в звучании со всем хором. Поэтому дирижер хора должен воспитывать в певцах чувство ансамбля, помня, что это один из важнейших элементов хоровой звучности.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 879;