Развитие образования, литературы и науки
В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г.было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учебных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г.был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г.основаны университеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления.
В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян — лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения).
Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г.в России было 66 типографий. Количество
периодических изданий к середине века выросло с 64 наименований до 200.
Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали:
1) Академия наук;
2) университеты;
3) научные общества.
Выдающихся успехов достигли математики:
1) Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии);
2) П. В. Чебышев;
3) астроном В. Я. Струве;
4) химик Н. Н. Зинин.
Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова(металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Московского университета Т. Н. Грановский.
В 1811 г.русские моряки во главе с капитаном В. М. Головкиным (1776—1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г.Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778— 1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813—1876).
В 1819 г.в университетах начались гонения, в них были учреждены богословские кафедры.Жесткий «чугунный» устав 1828 г.для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны обучаться дети «людей низших состояний», в уездных училищах — дети купцов, ремесленников и других орожан, в гимназиях — дети дворян и чиновников. В 1835 г.университеты были лишены статуса научных центров, а также внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения:
1) Московское ремесленное училище;
2) Архитектурное училище;
3) Медико-хирургическая академия в Петербурге;
4) Лазаревский институт восточных языков в Москве;
5) Духовные, военные училища и академии.
Общественная мысль в России начала XIX в. развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи:
1) Монтескье;
2) Дидро;
3) Вольтера;
4) Руссо.
Однако лишь небольшая часть общества считала необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно.
1-я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминология — при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последователи Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815—1818 гг.).
Литература и общественная мысль
В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:
1) классицизм;
2) сентиментализм;
3) предромантизм;
4) романтизм;
5) реализм.
В это время создают свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.
Значение литературы в России 1-й половины века было огромным. В научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, светских салонах обсуждались актуальные политические проблемы.
Важным этапом в развитии национального самосознания стала Отечественная война 1812 г.В то же время после войны в обществе усилились религиозные настроения. Опасаясь влияния европейского революционного движения, правительство усилило политический контроль внутри страны.
В 1814—1815 гг.в армии возникли первые тайные организации, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г.по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения. В Союзе насчитывалось около 200 членов. На состоявшемся в январе 1821 г.съезде мнения о программе действий
Союза разделились. Руководство объявило о роспуске Союза благоденствия. Но сразу после этого одновременно возникли конспиративные Северное и Южное общества.
В 1824 г.Южное общество приняло программный документ («Русская правда» П. И. Пестеля). Северное общество приняло «Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г.на переговорах было решено собрать в начале 1826 г.съезд для объединения двух обществ. Но в ноябре 1825 г.в Таганроге скоропостижно скончался Александр I, и после выяснения вопроса о престолонаследии присяга новому императору Николаю Павловичу была назначена на 14 декабря 1825 г.Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать.
Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привлеченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г.были повешены.
Наступивший после разгрома декабристов период А. И. Герцен назвал «временем наружного рабства». Цензурный устав 1826 г.запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям.
В 30-е гг. XIX в. получает развитие:
1) жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);
2) исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В поэзии выделяются авторы так называемой пушкинской
плеяды.
Начало XIX в. — время становления русской журналистики. Значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания печатались не более чем в 1 500 экземплярах. Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным.
Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. XIX в. в России формировались многочисленные тайные кружки. Их члены обсуждали политические и философские проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 г., читали запрещенную литературу. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией.
Постоянно усиливавшаяся цензура в первую очередь была обращена против периодических изданий, игравших большую роль в идейной борьбе. В 1836 г.журнал «Телескоп» опубликовал
одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794—1856), яркого и самобытного мыслителя.
Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности. Теория «официальной народности» С. С. Уварова стала базисом идеологии николаевской эпохи.
В 1830—40-е гг. формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России. Их представители называли себя:
1) славянофилы;
2) западники;
3) революционеры.
Театр
Все более заметную роль в общественной жизни стал играть театр. Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Были поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие композиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов.
Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804—1857), автора романсов, симфонических произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский (1813—1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».
Хотя в театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры, некоторые русские помещики становились театральными предпринимателями. Их театры превращались в общедоступные. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).
Яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки — «Руслан и Людмила», принятая публикой холодно. Пушкинский сюжет лег и в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Эта
опера также встретила холодный прием у публики, привыкшей к музыке итальянских композиторов.
Живопись
Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром.
Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский (1782—1836). Его живопись привлекает теп-лы-ми золотистыми тонами в духе голландского художника Рембрандта. Около 1808—1809 гг.Кипренский написал «Портрет мальчика А. А. Челищева». Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя: в 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и дошел до Парижа. Большой глубиной обладают женские образы Кипренского.
В. А. Тропинин (1776—1857) родился в семье крепостных графа Моркова. Сильный характер и любовь к искусству помогли ему отстоять свое право заниматься любимым делом. В 1823 г.граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» (обе в 1823 г.). Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно популярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина (1827 г.) — очень простой и «домашний», «Автопортрет с палитрой на фоне Кремля» (1846 г.) и др.
Знаменитый художник С. Ф. Щедрин (1791—1830) одним из первых открыл необычный цветовой эффект лунной дорожки, ставший очень популярным в русской живописи середины и 2-й половины XIX в. Его творчество предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов (1799— 1852) сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями.
Первая крупная работа 18-летнего Александра Иванова (1806— 1858) на сюжет из «Илиады» Гомера — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.) — показала, что он в совершенстве усвоил академическую манеру живописи. В картине «Явление
Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) классическая постановка поз и жестов героев сочетается с христианской просветленностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Явление Христа народу».
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 432;