Образование и наука
Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г.зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот уровень был ниже. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902по 1912 гг.более чем в 2 раза. Уже с начала века ставится вопрос об обязательном начальном образовании (на законодательном уровне он был принят в 1908 г.).
После революции 1905—1907 гг.произошла определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, начинают формироваться студенческие организации.
Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г.их стало более 200. Был основан Саратовский университет (1909 г.). Всего в стране к 1914 г.было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.
В целом система образования не соответствовала нуждам страны. Не было преемственности между различными ступенями образования.
В сфере гуманитарных наук в начале XX в. происходит важный перелом. Научные общества стали объединять не только научную элиту, но и любителей, всех желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Наиболее известными были:
1) географическое;
2) историческое;
3) археологическое и другие общества.
Развитие естествознания проходило в тесном общении с мировой наукой.
Самым ярким явлением становится зарождение русской религиозно-философской мысли, атрибута русской философии.
Русская историческая школа в начале XX в. завоевала мировое признание. Широкую известность в мире приобрели исследования А. А. Шахматова по истории русского летописания, В. Ключевского (допетровский период русской истории). Достижения в исторической науке также связаны с именами:
1) П. Н. Милюкова;
2) Н. П. Павлова-Сильванского;
3) А. С. Лаппо-Данилевского и др.
Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний. В России открывались новые технические институты. Учеными мирового уровня были физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин, химики Н. Д. Зелинский и И. А. Каблуков. Москва и Петербург стали признанными научными столицами мира.
В начале века все еще продолжалось географическое «открытие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали ученых и путешественников совершать рискованные экспедиции. Широкую известность получили путешествия В. А. Обручева, Г. Я. Седова, А. В. Колчака.
В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863—1945) — энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г.была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875—1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847—1921) и И. И. Сикорского (1889—1972) в самолетостроении, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др.
Литература. Театр. Кинематограф
Развитие литературы шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. П. Чехова, М. Горького, В. Г. Короленко, А. Н. Куприна, И. А. Бунина и т. д.
Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались новые течения: акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев), символизм (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов), футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский) и др.
Этот период характеризовался такими особенностями, как:
1) модернистское мышление творцов культуры;
2) сильное влияние абстракционизма;
3) меценатство. Большое значение в жизни российского общества приобрела
периодическая печать. Освобождение (1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет (конец XIX в. — 105 ежедневных газет, 1912 г.— 1131 газета на 24 языках), росту их тиражей. Крупнейшие издательства — И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание» — выпускали дешевые издания. Каждое политическое течение имело свои органы печати.
Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г.К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально — МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького и др.
В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как:
1) А. Н. Скрябин;
2) Н. А. Римский-Корсаков;
3) С. В. Рахманинов;
4) И. Ф. Стравинский.
Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX—XX вв. кинематограф; в 1908 г.была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 г.в стране было выпущено свыше 300 картин.
Живопись
В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление — И. Е. Репин, Товарищество передвижных выставок — и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к поискам национальной самобытной красоты — работы М. В. Нестерова, Н. К. Рериха и др. Русский импрессионизм представлен работами В. А. Серова, И. Э. Грабаря (Союз русских художников), К. А. Коровина, П. В. Кузнецова («Голубая роза») и др.
В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г.— выставка «Бубновый валет» — П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода — К. С. Малевич, М. З. Шагал, В. Е.Татлин. Большую роль в становлении художников имели контакты с западным искусством, своего рода «паломничество в Париж».
Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства», возникшее в конце XIX в. в Петербурге. В 1897—1898 гг.С. Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую поддержку, создал в декабре 1899 г.журнал «Мир искусства», который и дал название направлению.
«Мир искусства» открыл для русской публики финскую и скандинавскую живопись, английских художников. Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал до 1904 г.Возобновление в 1910 г.группы уже не могло вернуть ее былой роли. Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Важной особенностью «мирискусников» был универсализм — они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели.
Ранние произведения М. В. Нестерова (1862—1942), считавшего себя учеником В. Г. Перова и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере. Центральное
произведение Нестерова — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890).
К. А. Коровина (1861—1939) часто называют «русским импрессионистом». Действительно, из всех русских художников рубежа XIX—XX вв. он наиболее полно усвоил некоторые принципы этого направления — радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкой игре света и цвета. Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Художник писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу. Коровин много работал для театра, оформлял спектакли.
Искусство В. А. Серова (1865—1911) трудно отнести к конкретному направлению. В его творчестве есть место и реализму, и импрессионизму. Больше всего Серов прославился как портретист, но был и превосходным пейзажистом. С 1899 г.Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием Серов заинтересовался исторической темой (эпоха Петра I). В 1907 г.он отправился в путешествие по Греции (картины «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», обе 1910 г.).
Широко известен великий русский художник М. А. Врубель (1856—1910). Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани. М. А. Врубель является автором изразцовых каминов с русскими богатырями, скамей с русалками, скульптур («Садко», «Снегурочка», «Берендей» и др.).
Уроженец Саратова В. Э. Борисов-Мусатов (1870—1905) много работал на пленэре (на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. В 1897 г.он написал этюд «Агава», через год появился «Автопортрет с сестрой». Его персонажи — не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. В картинах открывается поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнезд», далекий от всеобщего смятения современной переломной эпохи.
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 397;