Виды музыкально-педагогического материала
Исследуя опыт многих педагогов-вокалистов (А.П. Здановича, Л.Б.Дмитриева, В.М. Луканина, А.Г. Менабени и др.), можно проследить общие тенденции в классификации видов музыкально-педагогического материала и обозначении их роли в развитии голоса учащегося. Все, за небольшим исключением, выделяют следующие виды: упражнения, вокализы, арии, народные песни, камерная музыка, произведения современных авторов.
Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходится сталкиваться начинающему певцу – это упражнения. Однако, упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни.
Под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков. Так и в вокальной педагогике упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. Принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.
Пение повторяющихся звуков-попевок (или секвенций) можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью. Только в этом случае упражнения, посредством закрепления одних и тех же движений, образуют стереотип, помогающий в дальнейшем при встрече с подобной фигурацией, выполнять её не задумываясь, автоматически верно.
Упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда не должны носить стандартный характер.
Упражнений существует великое множество. В каждой школе пения приводятся десятки и даже сотни упражнений. Все они имеют определённую конкретную педагогическую направленность, которая часто указывается перед упражнением.
Задание: показать упражнения на выработку legato, на формирование фонем, на выравнивание гласных звуков. Уметь обосновать свой выбор.
Следующим видом музыкально-педагогического материала являются вокализы. Они представляют собой тот музыкальный материал, который используется большинством педагогов как переходный от упражнений к художественным произведениям. Мы считаем спорным мнение А.П. Здановича относительно роли вокализов в развитии голоса. Он говорит, что они недостаточно полезны на начальном этапе обучения, хотя многие, в т. ч. Л.Б. Дмитриев, доказывают необходимость включения вокализов в репертуар певца абсолютно любого уровня подготовки. Во время пения вокализов вырабатывается много полезных навыков: это, прежде всего, навык пения legato, выравнивание гласных звуков, пение интервалов и др. Но они так же, как и произведения, должны соответствовать уровню певца и педагог должен понимать какие именно навыки хочет сформировать или закрепить конкретными вокализами.
Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального искусства. Это музыкальные произведения, написанные с определённой технической задачей. Вокализы, как и этюды, всегда имеют целью выработку тех или иных технических качеств, имеют узко педагогическую направленность. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими музыкальными произведениями со всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т.е. вокализируются, либо с названиями нот – сольфеджируются.
Вокализ несёт определённое музыкальное содержание, имеет законченную музыкальную форму, создаёт у слушателя определённые музыкальные переживания. Тот технический элемент, который всегда присутствует в вокализе, обычно бывает растворён в музыкальном содержании и не воспринимается как самоцель. Поэтому вокализ слушается как музыкальное произведение без слов (вспомним Вокализ С. Рахманинова).
Отсутствие текста и технический элемент, который заключён в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса, являясь хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Вокализы существуют в виде сборников, подобранных по степени продвинутости ученика, по определённым типам голосов или просто рассчитанных на развитие определённых видов вокальной техники.
Ещё один важный элемент в воспитании голоса, являющийся идеальным переходом к пению художественной музыки – народная песня. Многообразие национально-выразительных интонаций народных песен способствует как художественному, так и вокально-техническому развитию.
Особенность народной песни состоит в том, что в ней заложено не только эмоциональное начало, но и интеллектуальное. Кантилена, например, русской народной песни – это кантилена, идущая от мысли, от глубины человеческих чувств. Мысль в русской песне неотделима от эмоций. Образность её несёт в себе ярко выраженные интеллектуальные черты. Шуточные и плясовые народные песни проникнуты национальным юмором и задором.
Если упражнения и вокализы носят подсобный характер, как материал, подготавливающий к пению художественных произведений, то сами художественные произведения, разумно подобранные, являются основным средством воспитания певца. Певец растёт как музыкант-исполнитель и как вокалист, прежде всего, на правильно подобранном репертуаре.
Для начального этапа обучения обычно берутся лёгкие произведения старинных классиков: Монтеверди, Скарлатти, Кальдара, Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена. Старые западные классики писали свои произведения в очень простой, ясной и строгой форме, не допускающей вольности исполнения. Произведения этих композиторов развивают в ученике чувство формы, ясность музыкального мышления, логику гармонизации. Их музыка в высшей степени возвышена и благородна. С музыкальной стороны эти произведения являются замечательным материалом, на котором молодой певец может приобщиться к пониманию классической музыки.
На первых этапах развития молодого певца основной задачей является выработка правильного звукообразования и звуковедения. Выразительность произведений старинных классиков заключена, прежде всего, в музыке, которая по сути своей инструментальна и не требует горячей эмоциональности, взволнованности, большого накала чувств.
Камерная музыка чрезвычайно развивает певца, расширяет его музыкальный кругозор, способствует его внутреннему обогащению, даёт ему возможность овладеть новыми вокальными красками.
Исполнение камерного репертуара требует многого. Когда каждое произведение представляет собой сжатую, отточенную миниатюру, наполненную большим содержанием, не обойтись готовой формой: нужна большая, вдумчивая работа, чёткий план исполнения. Всё это обязывает к большому труду, к большой общей и музыкальной культуре, творческой самостоятельности, заставляет научиться не только петь, но и творчески осваивать произведение.
Особо следует остановиться на музыке современных авторов. Молодое поколение певцов должно быть подготовлено для их исполнения. Лёгкие в музыкальном и вокальном отношении произведения должны включаться в репертуар возможно раньше, чтобы слух привыкал к новым гармониям, к сложному языку новой музыки. За время обучения эта музыка должна успеть стать понятной, близкой певцу. Однако в выборе произведений современных авторов следует быть очень осторожным, так как многие из них пишут сочинения, не учитывая особенностей голоса.
Оценивая то или иное произведение с точки зрения его полезности для ученика, следует его проанализировать с музыкальной, вокально-технической стороны, отметить трудности, заключённые в эмоционально-смысловом содержании. Все эти особенности вместе создают представление о сложности данного произведения для исполнения. Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 401;