ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для развития музыкальных способностей, необходимо знать особенности и признаки их проявления.
Особенно важным это представляется для тех, кто работает с маленькими детьми. Ведь для музыкальных способностей характерно очень раннее проявление (до 2—3 лет) (М.С.Старчеус, К. В. Тарасова и др.).
Рассмотрим сначала яркие проявления музыкальных способностей, так как, по мнению ученых, изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание возможностей всех детей.
М. С. Старчеус (исследователь проблемы музыкальных способностей) отмечает, что развитие музыкально одаренных детей носит быстрый, «взрывной» характер. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством к любым звучащим объектам, высокой активностью слуха и памяти. В 2—3 года они хорошо различают и запоминают мелодии, часто уже к 2 годам точно интонируют (некоторые начинают петь раньше, чем говорить).
Музыкально одаренные дети способны долго концентрироваться на музыкальных занятиях. У них рано проявляется способность подбирать по мелодии (без какого-либо специального обучения). С 4 — 5 лет уних наблюдается потребность импровизировать за инструментом. Они пытаются записывать свои сочинения.
У их обыкновенных сверстников, по данным исследователей (А. Г. Гогоберидзе, К. В. Тарасова и др.), уже в первые месяцы жизни могут проявляться некоторые признаки музыкальности. Так, эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в музыкальной впечатлительности, в оживленной реакции малыша на звуки веселой музыки — непроизвольные движения, возгласы, выразительная мимика. А неторопливая колыбельная успокаивает, заставляет при-
слушаться к ее звукам. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Так же рано проявляется и музыкальный слух. Как отмечает К. В. Тарасова, уже 2-месячный младенец может подстраиваться к высоте, громкости и мелодическому контуру материнской песни, а 4-месячный — к ее ритмической структуре. Малыши 5—8 месяцев могут различать разницу между двумя звуками по высоте, составляющую менее полутона. В возрасте 8—10 месяцев развивается способность к различению контрастных звуковых сочетаний (хотя затем у большинства детей такая сензитивность утрачивается и восстанавливается впоследствии лишь к 10 годам, после обучения и накопления соответствующего опыта).
Эмоциональный отклик малышей на ладовую окраску музыки
долго имеет лишь общий характер. С возрастом, при наличии опыта, проявляется умение различать мажор и минор и лишь позднее воспринимается выразительность образа.
Ритм рассматривается исследователями (Г. А. Ильина, К. В.Тарасова и др.) как первое музыкальное представление ребенка, которое он может воспроизвести. С самого раннего возраста его реакция на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирание или возрастание двигательной активности).
Ритмический элемент музыки вызывает у малыша телесные движения, сначала беспорядочные, потом совпадающие с «пульсом» музыки. Так, К.В.Тарасова отмечает, что начальные проявления чувства ритма обнаруживаются уже в 9—10 месяцев.
К 2,5—3 годам малыш располагает простейшими ритмическими представлениями о равномерных отрезках музыкального времени. Ритм остается преобладающим элементом при восприятии музыки и для более старших детей.
По данным Г. А. Ильиной дети 3 — 5 лет воспроизводят в пении преимущественно ритмическую канву и даже в 6—7 лет улавливают в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую стороны, а звуковысотную — мелодию и гармонию — воспринимают хуже.
Отмечается также, что дети 2 — 3 лет реагируют на музыку синкретично, они не разделяют пения, слушания, двигательного аккомпанемента в виде движения кистей рук, ног, подобно тому, как в общении человек не разделяет звуковую и интонационную сторону речи, жестикуляцию, движения тела, мимику.
Обобщая, отметим, что интерес к музыке и развитый слух говорят о музыкальности, а доминирующая роль музыки в жизни ребенка —
основной признак ранней музыкальности, что говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. Если же раннего проявления музыкальных способностей не наблюдается, это не является показателем их отсутствия.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 660;