Виды исследовательской музыкально-педагогической деятельности
Исследование в педагогике — это «процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах» []. Эта общепедагогическая формулировка исследования требует разъяснения и уточнения как с позиции музыкально-педагогического исследования, так и образовательнойдеятельности будущего педагога-музыканта.
Рассмотрим некоторые виды исследовательской работы педагога-музыканта. Заметим, что учебно-исследовательская деятельность предполагает адаптацию (коррекцию и, по необходимости, упрощение) требований к уровню и качеству выполнения каждого из ее видов с учетом возможностей конкретного студента.
1. Рецензия как вид исследовательской деятельности музыкально-педагогического характера представляет собой критический отзыв о каком-либо сочинении (в данном случае определение «критический» означает анализ и оценку как отрицательных, так и положительных сторон работы).
В рецензии необходимо обратить внимание на следующие моменты: актуальна ли избранная тема; удалось ли автору рецензируемой работы раскрыть ее; отвечает ли представленный труд объявленному в нем жанру (т.е., если это научный труд, то он должен иметь форму не методических рекомендаций, а исследования той или иной проблемы; если это учебное пособие, то оно, наоборот, не может быть изложено в форме диссертации и др.); корректен ли терминологический аппарат; в какой мере имеет место новизна в решении поставленной проблемы, а также уровень обоснованности выдвигаемых тезисов, доступность и грамотность изложения материала.
В том случае, если автор рецензии считает, что то или иное положение в работе является необоснованным, во-первых, необходимо это положение процитировать, во-вторых, постараться обосновать высказанную автором рецензии позицию. Если высказанные в работе позиции, претендующие на новизну, не являются таковыми, желательно сослаться на конкретные работы, в которых эти мысли уже находили ранее освещение.
Содержание заключительного вывода рецензии целиком зависит от того, каков ее адресат: рекомендация (или не рекомендация) к печати; отзыв на диссертацию (где необходимо выполнить еще ряд требований): заслуживает или не заслуживает автор искомой степени и т. д.
Рецензия по праву является одним из видов научной работы, поскольку объективная, обоснованная оценка рецензентом представленного труда возможна только в результате профессионального анализа, обоснования его новизны и значимости. Остается добавить, что в рамках учебно-исследовательской работы студентов речь, разумеется, не может идти о рецензии на диссертацию или автореферат.
Охарактеризуем в общих чертах, какие вопросы могут оказаться в центре внимания рецензента при анализе статьи, которую условно назовем «Пути развития музыкального мышления учащихся-подростков».
Рецензенту необходимо прежде всего обратить внимание на то, как раскрывает категорию «музыкальное мышление» автор статьи: опирается ли он на уже известные концепции (например Н. В. Сусловой), сопоставляет ли различные трактовки, что очень ценно (например, сопоставляет концепцию Н. В. Сусловой и Ю. В. Юзбашьяна по этому вопросу), предлагает ли свою позицию (следует иметь в виду, что, к сожалению, встречаются случаи, когда в статье приводится та или иная известная трактовка, но без ссылок на автора. На этот факт можно указать в рецензии).
Готовя рецензию, важно обратить внимание на то, в какой мере автор учел возрастные особенности учащихся-подростков (эта сторона проблемы освещена, например, в работах Ю. Б.Алиева), и, наконец, какие пути (формы, средства, методы, приемы) предлагает автор в плане развития их музыкального мышления. Таким образом, все основные понятия и категории, заявленные в названии статьи (или книги, сборника), должны быть прежде всего в центре внимания рецензента.
Приведем пример рецензии (фрагмента), представленной в виде вступления к исследованию-монографии [77].
Появление любого серьезного, глубокого исследования, посвященного проблеме мировоззрения, трудно переоценить. Автор рассматривает поднятую им проблему не как узкопрофессиональную, а как значимую для всех областей педагогики и в особой мере для педагогики искусства. При этом доминанта методологической направленности выбрана ясно и определенно: это, прежде всего, русская философская и художественная мысль (что, впрочем, вовсе не исключает как обращение автора к трудам зарубежных мыслителей, так и изучение трудов общенаучного (музыковедческого, теории музыкального исполнительства) и, разумеется, педагогического характера).
Не покидает ощущение, что автор пытается доказать одну мысль: великие российские философы, писатели, композиторы, педагоги, гений которых признан во всем мире, несмотря на различие взглядов и подходов, едины в понимании и видении обозначенной в названии книги проблемы, которая так волнует сегодня наше общество. Но это «единство» надо было суметь разглядеть, пережить, осознать и постараться обобщить применительно к деятельности педагога-музыканта.
Вся сложность, очевидно, состоит в том, чтобы суметь погрузиться в Мысли, ощутить дух великих мыслителей с той степенью глубины, когда происходит необходимый разряд, то «зажигание», когда человек оказывается способным умом и сердцем пережить и принять идею другого, заразиться ею и следовать ей в своей профессиональной жизни (и жизни вообще) — в своих целях, деяниях, поступках. Кем-то метко замечено, что каждый человек, знакомясь с великим произведением искусства, может понять его настолько, насколько глубок его собственный «лот». Знакомясь с работой Б. М. Целковникова, убеждаешься, насколько восприимчив, остр и глубок может быть «лот» педагога-Музыканта — исследователя.
Каждый должен пройти свой путь к пониманию смысла жизни, смысла и предназначения своего дела, ведущего к созиданию. Как помочь будущему педагогу найти ориентиры, позволяющие встать на путь движения к Истине? Попытаюсь из объемной, многогранной и целостной характеристики мировоззренческих убеждений педагога-музыканта, представленной Б. М. Целковниковым, выделить некоторые особо существенные, на мой взгляд, позиции.
Автор показывает, что на пути становления мировоззренческих убеждений необходимо овладеть внутренним диалогом с философом, ученым, музыкантом, с самим собой. Опираясь на концепцию М. М. Бахтина, автор исследования показывает, какое огромное значение в формировании личности педагога-музыканта имеет способность к внутреннему диалогу — это необходимая ступень в становлении его мировоззренческих убеждений.
Известно, что ярким выражением убеждения является поступок. Б. М. Целковников подчеркивает, что поступок выражается не только во внешнем, но прежде всего во внутреннем «мыследействии», во внутреннем диалоге. Этот диалог в деятельности педагога-музыканта всегда обращен к другому как равному себе. Этот «другой» для музыканта-педагога — прежде всего Ребенок и Музыка.
Обращение к ребенку и музыке должно быть освящено Любовью, Верой и Совестью — этими тремя слагаемыми, составляющими основу всех отношений, ориентации, убеждений педагога-музыканта. Стремление к истинно диалогическому, как подчеркивает Б. М. Целковников, бескорыстному по характеру взаимодействию с ними, духовно-родственное, любовное (Ш.А. Амонашвили, М. М. Пришвин) приятие их внутреннего облика — вот та профессионально-нравственная высота, которая задает тон, создает необходимое условие и основу для любых актов духовно-мировоззренческой рефлексии учителя-музыканта, включая прежде всего создание им собственного, личностного мировоззренческого убеждения.
В своем стремлении целостно представить «образ» мировоззренческого убеждения Б. М. Целковников делает особый акцент на эстетическом способе мировидения как особом внутреннем механизме, который необходимо подключить для рождения состояния-процесса духовно-творческой активности личности.
Эстетический способ восприятия и осознания своей профессиональной деятельности, ее специфики, основанной на общении с ребенком и высоким искусством, как мне кажется, является важнейшим условием в познании сущности и природы мировоззренческого убеждения педагога-музыканта.
Важное место занимает в работе вопрос о взаимодействии личности с искусством, музыкой. Здесь автору удалось раскрыть ценностный смысл такого значительного по сути механизма мировоззренческого убеждения педагога-музыканта, как мироощущение. На основе тщательного анализа Б. М. Целковников показывает, как музыка помогает создать диалогическую, истинно Гуманную по характеру структуру межличностного общения, обрести особый опыт высказывания-выражения своего мироотношения к другому, побуждает к непрерывному поиску, активизации скрытых для внешнего взора глубинных духовно-личностных проявлений.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 989;