Изобразительное искусство и архитектура


Процесс становления и развития изобразительного искусства и архитектуры Византии был в силу исторических особенностей развития страны достаточно сложным. Византийскую культуру создавали все народы, проживавшие на ее территории, но это была, прежде всего, греческая культура. Античность, собственные глубокие традиции подверглись сильному воздействию христианства, что определило религиозную тематику в характере искусства. Однако, это не помешало византийским мастерам в VI-VII вв. создать свой неповторимый византийские стиль в искусстве, в котором выкристаллизовываются отдельные направления и школы. С этого времени средоточием художественного византийского стиля становится Константинополь, за ним следуют Равена, Рим, Никеа, Фесалоника, Бейрут. Константинопольская школа отличалась живописностью и красочным разнообразием, высоким качеством исполнения. Другие направления в искусстве ранней Византии отказывались от изображения телесной красоты человека, что было свойственно языческому миру, воспевают его духовное величие и аскетическую чистоту.

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре. Основной формой архитектурных построек были христианские храмы. В Византии сложилось несколько типов храмов: базилика, центрично-купольный, который позднее сменился на крестово-купольный. Появление ткрестово-купольного стиля было связано с усилением общественной роли церкви, изменение, социального содержания самой концепции архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как символ Мира). Становление крестово-купольной системы повлекло за собой новые тенденции в храмовой архитектуре. Происходит сокращение масштабов храма. Грандиозные храмы уходят в прошлое, распространение получают сравнительно небольшие церкви. Храм устремляется в высоту. Придается большое значение внешнему оформлению храма. В архитектуру храма широко вводят цвет и декоративные украшения, производится облицовка фасадов разноцветным камнем, кирпичным узором.

В «золотой век» Юстиниана Великого в Константинополе, как и во многих других городах были созданы великолепные дворцы и храмы: Храм святых Петра и Павла, Храм 12 апостолов. За короткий срок (с 532 по 537 гг.) под руководством архитекторов Анфимия и Исидора был построен шедевр византийского зодчества - собор Святой Софии. Результат синтеза восточной и греко-римской культур - он стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского мира.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Получают развитие массовые религиозные виды изобразительного искусства – иконопись и фресковая живопись, в которых находила отражение идея союза церкви и государства. Особого внимания заслуживает, прежде всего, мозаика. Именно в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Знание византийскими мастерами секретов изготовления смальты, а также их умение с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в живописное целое позволили создать непревзойденные шедевры мозаики. Древнейшие (V-VII вв.) византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны, где основным сюжетом выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

В иконописи сложился так называемый иконографический канон, характеризующийся устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношение фигур, выбора поз, подбора красок и т. д. Создание канонического трафарета призвано было служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенный в этом образе религиозной идеи. Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники. Творчество мастеров искусства отныне сковано традицией, церковным авторитетом, а порывы индивидуальных исканий подчинены нивелирующему действию канона.

В Византии на всем протяжении ее истории, как нигде в средневековом обществе, наблюдался органический художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, ремесла и прикладного искусства. Мировое признание получили изделия константинопольских ремесленников – ткачей, ювелиров, кузнецов. Изумительной красоты украшения из золота и драгоценных камней, изделия из слоновой кости, стекла и керамики, художественной ткани и инкрустации на века стали эталоном для ремесленников Европы.

Византийские мастера были законодателями вкусов в книжной миниатюре и книжной иллюстрации. Тонкий каллиграфический четкий орнамент, ровное изящное письмо, ювелирно отделанные миниатюры составляют в кодексах единое ритмическое целое.

Книжная миниатюра, прикладное искусство, в целом все виды искусства в Византии были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, в своем развитии подчинялись общим Законам, хотя и в разной степени. В результате сложился классический художественный стиль, устойчивый иконографический канон, единый эстетический принцип. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер и стало непререкаемым образцом для подражания во многих странах средневекового мира, Нового и Новейшего времени.



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 446;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.