Архитектура архаического периода.
С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческий строй в качестве общественного господствующего строя. Но по степени тирании он не доходил до египетского или вавилонского, т. к. крупные землевладельцы опирались на свободных граждан – горожан-ремесленников и мелких землевладельцев, - это было более «здоровое» общество, что отразилось и в своеобразии архитектуры.
Впервые в истории мировой архитектуры появляются здания общественного назначения: булевтерии, лесхи, театры, достигшие своего типологического разнообразия в период классики.
Культ здорового гармоничного развитого тела привел к появлению грандиозных спортивных сооружений. Одной из форм укрепления единства эллинских городов стали Олимпийские игры, впервые проведённые в 776г. до н. э. у священной горы Крон на полуострове Пелопонес и устраивавшие регулярно каждые 4 года до 393г. до н. э.
Своеобразие греческой религии: антропомеризм (человекоподобие) и доступность в значительной степени повлияли на развитие культовой архитектуры. Наряду с традиционными городскими храмами и священными участками начинается строительство общеэллинских святилищ с алтарями перед храмом. Религиозные церемонии носят вид жизнерадостных праздников с торжественными процессиями, в которых может принять участие любой желающий. Поэтому храмы размещаются с учётом их визуального восприятия процессиями, этому способствовали и рельеф Греции.
Использование в строительстве строительного леса, мрамора, легко обрабатываемого известняка, и замена кирпича -сырца – каменными блоками приводят к стандартизации строительных элементов., складываются различные типы греческих храмов (рис.15).
Типы греческих храмов:
Рис15
1.храм в антах; 5.диптер;.
2.простиль; 6.псевдодиптер;
3.амфипростиль; 7. толос
4.периптер;
В псевдодиптере и псевдопериптере вынос колонн небольшой и вместо колонн используются полуколонны.
Размеры храма постоянно увеличиваются, а целлы (наос) уменьшаются.
С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, а потом колонны и перекрытия заменяются каменным. Но при этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень.
В эпоху архаики для строительства храмов применялся известняк легко поддающийся обработке. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо и скреплялись железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал большой точности обработки деталей и продуманной последовательности работ, поэтому в строительстве складываются определенные стандарты.
Каменные блоки доставлялись из каменоломен в основном готовыми и лишь «дорабатывались» на месте, барабаны колонн обрабатывались после сборки. Для перевозки блока применяли окантовку их деревянными брусьями.
Храмы штукатурились и расписывались сложными композициями на мифологические темы. Колонны оставались неокрашенными.
Тектоника ордерной стоечно-балочная системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий.
Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению.
В архаический период складываются дорический и ионический ордера.
Дорический ордер.
Дорический ордер воплотил художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племён и получил широкое распространение в архаической Греции. Его формы были созданы в результате художественного осмысления деревянных стоечно-балочных конструкций (рис16).
Рис16 рис.17
Греки огромное значение придавали пропорциям отдельных частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. Так, ствол колонны делался кверху тоньше и имел лёгкую выпуклость – курватуру, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряжённо работающей конструкции и стройности. Интерколумний между крайними колоннами делался меньше, чем в центре, крайние колонны были чуть толще и наклонены внутрь.
.Архаический дорический ордер (рис.17) отличался грузными пропорциями: 1:6, например, храм Посейдона в Посейдонии. Позже он получил более стройные пропорции: 1:7,5 – Парфенон, Пропилеи, храм Зевса в Олимпии.
Ионический ордер.
Ионический ордер применялся в храмах, посвященных богиням Пропорции ионических храмов более стройные 1:10. Один из древнейших ионических храмов - храм Артемиды в Эфесе, который относят к одному из чудес света.
Храм Артемиды в Эфесе (550 – 356гг. до н. э.)
В VI в до н. э. небывалого расцвета достиг г. Эфес. По легенде, покровительницей города была дочь Зевса и Лето – Артемида, сестра Аполлона. Она была богиней Луны и охоты, покровительницей целомудрия и рожениц.
Архитектор Харсифрон из Кносса впервые предложил построить храм не из известняка, а мраморный.
Храм построили недалеко от устья реки Каистры, чтобы мягкая почва послужила амортизатором при землетрясениях. Но, чтобы здание не погрузилось в трясину, под его основанием был вырыт глубокий котлован, который наполнили смесью древесного угля и шерсти.
После Харсифрона строительство продолжил его сын Метаген. Архитрав на колонны укладывался на мешки с песком, чтобы не повредить изящные волюты. Позже строительство продолжили Пеонит и Деметрий. В 550г. до н. э. состоялось «открытие» храма.
Святилище длиной 110м шириной 55м окружалось 2 рядами колонн высотой 18м Всего было 127 колонн. Впервые в храме применили не черепичную, и мраморную крышу.
В 356г. житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивыми идеями увековечить своё имя, поджёг храм (это случилось в ночь рождения А. Македонского, который предложил в последствии помощь в восстановлении храма).
Жители города решила заново отстроить великолепный храм. Восстанавливали его архитектор Хейрократ, который поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние 100 лет.
Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15м, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. Рельеф алтаря выполнил Пракситель. Рельеф колонн – Скопас.
В 263г. храм Артемиды был разграблен готтами. Колонны часть облицовки были вывезены в Византию.
Ионический ордер храма не имел фриза, зато нижние барабаны колонн были отделаны скульптурным рельефом.
Ионический и коринфский ордер ( рис. 18) (появившийся несколько позже и не имевший широкого применения в Греции) чаще всего украшали интерьеры храмов и жилых домов.
Рис.18
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 634;