Изобразительное искусство
Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Внимание художников привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В отличии от средневековья, когда изображали божественный мир и его персонажи, теперь основное внимание уделяют человеку и его индивидуальности. Наряду с фресками развивается и станковая живопись (картины, написанные на холсте, дереве, картоне и другом материале и не связанные с плоскостью стены), появляется светская живопись (портрет). В XV в. получает распространение гравюра. Фламандский художник Ян ван Эйк разрабатывает технику масляной живописи. Важнейшим достижением изобразительного искусства Возрождения стало воссоздание после тысячелетнего перерыва круглой скульптуры, т.е. обработанной со всех сторон.
Все новые приемы изображения стали использовать художники Раннего Возрождения. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичели (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также Джотто (1266 -1337) освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.
Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.
Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом - и это не полный перечень основных направлений его деятельности. Почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: "Один из вас предаст меня", а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - «Джоконда» по имени ее мужа Джокондо.
Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель "Сикстинской мадонны", величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.
Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью "превзойти природу".
Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477-1510), создавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477-1576), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.
К концу XV - первой трети XVI вв. относится расцвет творчества Ариосто (1474-1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие необыкновенные приключения.
Следующий этап в культуре Возрождения - Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI -первые годы XVII вв.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, гденачалась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь былареорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои 'взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (154 -1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах".
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только а Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким.
Литература
Особенно ярко культура Возрождения проявилась в литературе и изобразительном искусстве. Основными чертами литературы Возрождения были жизнеутверждающий характер, восхищение красотой мира, человека и его свершений. Важнейшей темой поэзии становится любовь. Большое место в литературе занимают сатира и пародии на современные нравы, на человеческую глупость, на средневековые идеалы и средневековую культуру.
Последним поэтом средневековья и первым поэтом Возрождения был уроженец Флоренции Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.). Мировую славу ему принесла поэма «Божественная комедия», в которой слились поэзия, философия, теология, наука. «Божественна комедия» повествует о путешествии поэта по загробному миру, включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, образ которой становится символом мудрости и красоты. В поэме автор обличает католическое духовенство и превозносит достоинства человека.
Родоначальником гуманизма в Италии считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.). Большую известность Петрарке принесли любовные сонеты, посвященные Лауре. В этих сонетах впервые прославляется реальная земная любовь, которая противостоит аскетическому мировоззрению Средневековья. Петрарка является автором двух поэм, посвященных истории родной страны. Поэма «Африка» – это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги древнеримского полководца Сципиона, завоевателя Африки. Поэма «О знаменитых мужах» – биографии выдающихся римлян. Петрарка является создателем эпистолярного жанра в новоевропейской литературе. Он превращает свои частные письма в чисто литературные произведения, в которых в резкой сатирической форме выступает против нравов Ватикана.
Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375 гг.), автор «Декамерона», сборника 100 реалистических новелл. Во время эпидемии чумы во Флоренции 10 юношей и девушек укрываются на загородной вилле и там в течение 10 дней (гр. «декамерон» – десятиднев) рассказывают каждый по одной новелле в день, в которых высмеивают духовенство, показную святость, ханжество, религиозное лицемерие. В «Декамероне» Боккаччо создал классический стиль итальянской новеллы.
Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни авторов получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.
В испанской литературе получили широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547 – 1616) был драматургом, автором новелл и романов. Его пьесы «Театр чудес», «Ревнивый старик», «Два болтуна» были едкой сатирой на существующие в Испании порядки. Основная идея «Назидательных новелл» – любовь к жизни, моральная требовательность к себе и другим, глубокая человечность и великодушие. Мировую славу Сервантесу принес роман «Дон Кихот», в котором сочетаются реализм, героика и романтизм. Пародируя рыцарские романы, писатель показал жизнь современной Испании.
Основоположник испанской национальной драмы Лопе де Вега (1562 – 1635 гг.) создал более 1500 литературных произведений, в том числе такие, как «Собака на сене», «Учитель танцев».
В Англии литература Возрождения представлена драматургией Уильяма Шекспира (1564 – 1616 гг.). Он писал жизнеутверждающие комедии «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». В своих пьесах Шекспир отстаивает идею природного равенства людей, право каждого человека на свободную мысль и свободное чувство.
Значительный вклад в мировую литературу внесло творчество нидерландского философа и писателя Эразма Роттердамского (1496 – 1536). Его наследие представлено прозой («Похвала глупости», «Разговоры запросто», «Наставление христианского воина») и поэзией (136 стихов и небольших поэм). Он создал новую гуманистическую систему богословия, в которой главное место занимает человек, его нравственный облик, а не фанатичная религиозность, достойная лишь похвалы «Богини Глупости».
Французская литература представлена творчеством Франсуа Рабле (1494 – 1553), написавшим сатирический роман-аллегорию «Гаргантюа и Пантагрюэль», повествующий о двух великанах – отце и сыне. Он обличает и высмеивает церковь за ханжество, невежество и пороки ее служителей, размышляет над тем как помочь человеку стать всестороннее развитой личностью.
Таким образом, литература эпохи Возрождения утверждала идею антропоцентризма, согласно которой не Бог, а человек является центром мироздания и «венцом творения».
Архитектура
На рубеже XIV – XV веков в Западной Европе возникает новая архитектурная система – стиль Возрождения. В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и общих признаков нового стиля. Основное внимание архитекторы уделяли строительству светских зданий и дворцов. Происходят изменения и в церковной архитектуре. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно охватить единым взглядом, то церкви Возрождения мы видим полностью, что позволяет оценить красоту и пропорциональность построек.
В этот период идет формирование городской культуры, расцветает ремесленное производство и начинается переход от натурального хозяйства к рыночным отношениям. Итальянский город эпохи Возрождения был не только административным, но и культурным центром. При планировке городов архитекторы стремились достичь гармонии отдельных сооружений и их объединения в архитектурные ансамбли. Разрабатывались проекты «идеального города» для идеального человека. В этом городе должны были быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для творчества. Один из таких проектов создал Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – великий итальянский ученый, архитектор, теоретик архитектуры. Он написал первый архитектурный трактат Ренессанса «Десять книг о зодчестве», в котором собраны воедино и четко сформулированы представления того времени об ордере, пропорциях и принципах городской планировки. Критически изучив римское архитектурное наследие, Альберти теоретически обосновал новое архитектурное направление. Это книга оказала большое влияние на развитие архитектуры не только Ренессанса, но и последующих эпох.
В Италии в этот период большое внимание уделяют строительству в центре города домов для богатых семей – палаццо. Наиболее значительной работой Альберти стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции, в котором он применил ордерную декорировку фасада. Возведенные по его проектам фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан-Францеско в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе определили целое направление в итальянской архитектуре века, оказавшее очень большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения.
Большой вклад в развитие стиля Возрождения внес Филиппо Брунеллески (1377 – 1446 гг.) – великий итальянский архитектор, скульптор и ученый раннего Возрождения, один из основоположников архитектуры Возрождения и создатель теории перспективы. В это время увеличивается строительство общественных сооружений. Известная работа Брунеллески – Воспитательный дом (приют для брошенных детей) во Флоренции. Также он создает проекты церквей и палаццо во Флоренции. Самая знаменитая работа Брунеллески – возведение купола над собором Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции. Восьмигранный купол имеет диаметр 42 метра, высота – 13,5 метров, работа длилась 16 лет (1420 – 1436 гг.) Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная Брунеллески, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII – XVIII веков.
В период Высокого Возрождения ведущее положение в архитектуре занимает Рим. Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера – Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии и сохраняет эту роль на протяжении всех последующих веков, фактически до настоящего времени.
Основоположником архитектуры Высокого Возрождения был Донато Анджело Браманте (1444 – 1514 гг.), приглашенный из Милана в Рим в 1499 году. Он расширят и перестраивает папский дворец Ватикан, создает проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора Св.Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Строительство собора оказалось большим и трудным делом, к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен. После его смерти строительством собора руководили Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. По проекту последнего над собором Св.Петра возведен купол.
Архитектура итальянского Возрождения является первым этапом в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и Нового времени. Она оказала значительное влияние на архитектуру европейских стран.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:
· Что означает понятие «Возрождение»?
· Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения?
· Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и Северное Возрождение?
· Когда и почему появляются идеи Реформации?
· Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?
Литература
1. Алпатов М. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. М., 1970.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
3. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI век. Т. 1-2. М., 1977.
4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. М., 1990.
5. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 564;