Архитектура. Мавзолей Чжаолин


Мавзолей Чжаолин (или Бэйлин - Северные захоронения) также относится к периоду ранней Цин, когда эта династия была правящей только на территории Маньчжурии. Мавзолей был заложен за северными границами средневекового Мукдена (Шэньяна) в 1643 году для второго цинского императора Тайцзуна и его жены Сяодун Вэн, матери первого всекитайского императора династии Цин Шуньчжи.

Основное строительство мавзолея шло в течение 1644-1651 годов, во время правления Шуньчжи, хотя отдельные изменения, дополнения и реконструкция проходили и в последующие времена, от второго императора Канси (1661-1722) и вплоть до правления предпоследнего императора Гуансюй (1796-1908).

Сегодня Бэйлин располагается на территории 18 гектаров в окружении древнего парка, многие деревья которого имеют более чем 300-летний возраст. Во времена жизни Тайцзуна эта местность была любимым местом загородного отдыха императора, членов его семьи и их гостей.

Как сам парк, так и его внутренняя часть, т.е. непосредственно мавзолей, имеют строгую ориентацию по странам света (ил. 396). Центральная часть включает в себя 38 основных сооружений (групп сооружений). Также как и Фулин, Чжаолин имеет строго осевое построение вдоль главной продольной оси северо-южного направления.

Его общая территория имеет форму правильного прямоугольника, несколько вытянутого по оси север-юг. Главный вход находится в центре южной стороны, два вспомогательных входа расположены симметрично в южной части западной и восточной ограждающих стен. Главная ось традиционно является основной дорогой, по которой следует идти, совершая определенный обряд (ил. 396).

Перед главным входом стоят строгие пары стел «всем спешиться с коня», входных колонн и каменных львов, которые ведут к мосту Духов перед первой входной каменной мемориальной аркой. На западе и востоке от этой арки располагался комплекс помещений перед первой процедурой поминовения (павильон для бойни жертвенных животных, павильон переодевания, комната омывания и т.д.), вслед за которой можно было входить в квадратный город через главные Красные ворота.

На главную ось комплекса насажена аллея Духов с парой традиционных мраморных колонн и шестью парами монументальных фигур символических животных: двух пар мифических животных, а также лошадей, верблюдов и слонов. Далее вдоль оси идет памятный павильон стелы Черепахи, в этом павильоне надписи выполнены на трех языках: ханьском, маньчжурском и монгольском.

Молодая маньчжурская династия, таким образом, пыталась улучшить отношения с Монголией и Тибетом. Сразу за павильоном стелы симметрично расположен вокруг главной дороги-оси ряд вспомогательных павильонов-помещений, которые были необходимы для совершения церемоний обряда поклонения предкам. Это павильоны для чайной церемонии, омывания и переодевания, залы с фруктами и вспомогательные павильоны, сопровождающие башни и залы.

Они подводят к огороженному высокой стеной, так называемому Квадратному городу, в который можно войти через башню Долгого входа. Кирпичная стена, огораживающая этот город, имеет по верху мощение шириной около пяти метров, на углах поставлены небольшие как бы сторожевые башни с двухъярусными крышами.

Центром внутренней части Квадратного города являются Памятный зал и башня Души. Здесь происходили главные процедуры обряда поклонения. Надписи о заслугах покойного здесь также как и в павильоне стелы Черепахи выполнены на китайском, маньчжурском и монгольском языках.

Памятный зал единственный имел двойную платформу-стилобат, но самым высоким зданием была башня Души. В этом также сказалась особенность маньчжурской архитектуры. Так же как в шэньянском Гугуне самым высоким сооружением в Чжаолине является не главный павильон, а башня.

За северными границами Квадратного города и башни Души располагался город Полумесяца или Растущий город. Он был построен в 1663 году, во время правления второго императора Канси. В нем происходил последний обряд перед переносом тела усопшего в город мертвых и размещением его в подземной гробнице под могильным холмом.

Растущий город иногда называют Немым внутренним городом, так как согласно легендам, после окончания строительства входа в город мертвых все его строители были умерщвлены, чтобы никто из посторонних не знал этот путь. Могильный холм (пик Сокровищницы) завершает осевую композицию всего комплекса. Этот холм обмазан глиной, чтобы на нем ничего не росло, кроме одного дерева на его вершине. Хорошее озеленение мавзолея и окружающего его парка, могучие старые сосны, кипарисы и другие деревья, многим из которых сегодня более трехсот лет, создают эффектное обрамление этому холму.

Мавзолей Чжаолин является самым крупным и ярким представителем ранней Цин. Небольшие размеры мавзолея в сравнении с крупными мавзолеями танской, минской или поздней цинской династий позволяют хорошо воспринять весь ансамбль целиком и оценить мастерство пространственного и архитектурного построения. На примере Чжаолина видно, как китайские традиции смогли соединиться с местными и создать в результате оригинальный комплекс.

 



Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 212;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.