III. Искусство Древней Греции
Архитектура
Основные типы храмов:
· храм в антах - состоит из наоса и пронаоса. На фасаде пронаоса, между антами (выступами боковых стен) – две колонны. Сокровищница в Делфах, классика,нач. 5 в. до н. э.
· простиль - состоит из наоса и ряда колонн на фасаде.
· Амфипростиль -состоит из наоса, пронаоса и опистодома.
· периптер («окруженный колоннами»)
· псевдопериптер - на боковых и западном фасаде полуколонны
· диптер - с двойной колоннадой
· псевдодиптер – внутреннего ряда колонн нет, но место для него сохранено
· толос – круглый в плане, внутри целлы кольцо колонн
· моноптер – круглый в плане, окруженный колоннами.
Архаика – складываются 2 основных ордера:
Дорический ордер
· колонна: каннелюры (обычно 20), капитель (эхин, абака)
· антаблемент:
- архитрав (гладкий, не разделенный на полосы)
- фриз (триглифы, метопы)
- карниз
- фронтон
Храм Геры (Герайон), Олимпия, периптер, архаика, к. 7 – нач. 6 вв. до н. э.
Храм Аполлона, Коринф, периптер, архаика, 6 в. до н. э.
Храм Геры I («Базилика»), Пестум, периптер, архаика 6 в. до н. э.
Ионический ордер
· колонна: база, каннелюры (обычно 24), капитель (с двумя волютами)
· антаблемент:
- архитрав (разделен по горизонтали на три полосы)
- фриз (непрерывная лента, часто украшена скульптурой – зофорный фриз)
- карниз (часто с дентикулами)
- фронтон.
Храм Артемиды, Эфес, диптер, архаика, втор пол. 6 в. до н. э.
Коринфский ордер
· колонна: база, каннелюры, капитель (в виде корзины с листьями аканта и четырьмя волютами)
· антаблемент – по подобию ионического, но с большим количеством декоративных деталей.
Классика
Ранняя классика
Храм Посейдона, Пестум, периптер, ранняя классика, 475-460 гг. до н. э.
Храм Геры II, Пестум, гексастильный периптер, ранняя классика, перв. четв. 5 в. до н. э.
Храм Зевса, Олимпия, Либон, гексастильный периптер, ранняя классика, 468-456 гг. до н. э.
Зрелая классика
447 г. до н. э. началось восстановление и реконструкция Афинского акрополя.
Афинский Акрополь, реконструкция – ассиметричная композиция.
Пропилеи, Мнесикл, зрелая классика, 437-432 гг. до н. э.- западный и восточный портики (дорический и ионический ордер) с примыкающими боковыми крыльями (пинакотека и библиотека).
Храм Ники Аптерос, Калликрат, амфипростиль, зрелая классика, 449-421 гг. до н. э. – миниатюрные размеры.
Парфенон, Иктин и Калликрат, октастильный периптер, зрелая классика, пентелийский мрамор, 447-432 гг. до н. э. – гармоничное сочетание дорического и ионического стилей. 8х17 колонн. План Парфенона – опистодом, целла, казнохранилище, пронаос.
Эрехтейон, Архилох и Филокл, 421-407 гг. до н. э. – сложная ассиметричная композиция ионического стиля. Северный портик, портик кариатид.
Эллинизм:
· появляется пристрастие к масштабнымпостройкам.
· усиливаются декоративные начала
· ведущим ордером становится коринфский
· приобретают популярность круглые здания
· востребованной становится ар-ра театральных и мемориальных сооружений
· все большее значение приобретают частныезаказы.
Галикарнасский мавзолей, Сатир, Пифей, 353 г. до н. э. - синтез восточной и греческой архитектуры. Три яруса общей высотой более 50 метров.
· возросшая популярность колонны и колоннад.
Скульптура
· главный предмет изображения – человек;
· господствуют имперсональные образы (не индивидуализированные, психологически слабо разработанные);
· тело и психика осознаются в неразрывности (концепция монизма);
· превалирует образ героя – идеального человека;
· слабо развитый интерес к частной жизни человека (отсутствие бытового жанра);
· ведущий жанр - мифологический
Особенности древнегреческой скульптуры:
· высокого уровня достиг как рельеф, так и круглая скульптура;
· излюбленные материалы - мрамор, бронза;
· существование хрисоэлифантийной техники.
Архаика
Творческие усилия художников 7-6 вв. до н. э. направлены на овладение правильным построением фигуры человека, его пластической анатомией, передачей движения.
Первый легендарный скульптор – Дедал (работал на Крите). Дедалическая скульптура – 7 в до н. э. Аполлон из Фив, бронза, 20 см, Бостон, Музей изящных искусств.
Дорическая школа:
· преобладают статуикуросов
· повышенное внимание к структуре и функциям человеческого тела
Клеобис и Битон, Полимед Аргосский из Дельф, мрамор, нач. 6 в. до н. э., Дельфы. Музей. Аполлон Тенейский, мрамор, высота 1,61 м, сер 6 в. до н. э., Мюнхен, Глиптотека.
Ионическая школа –
· преобладают статуи кор
· акцент на проработке поверхности скульптуры
Гера, с о. Самос, мрамор, высота 1,67 м, 560 г. до н. э., Лувр;Коры с Акрополя, мрамор, втор. пол. 6 в. до н. э., Афины, музей Акрополя.
· интерес к передаче стремительного движения
Ника, с о. Делос, Архерм, мрамор, высота 0,9 м, 6 в. до н. э., Афины, Национальный музей - схема «коленопреклоненного бега».
Особенности архаической скульптуры:
· декоративная трактовка волос
· «архаическая» улыбка.
Итог развития архаической скульптуры - Курос из Пирее, 530-520 гг. до н. э., бронза, Афины, Национальный музей – работа аттических мастеров, которые уже в период архаики стремились соединить достижения дорической и ионической школ.
Классика
Ранняя – дорическая стилистика; сюжетные мотивы, связанные с борьбой и сражениями; героические образы.
Лучшие произведения монументального рельефа – скульптура храма Зевса в Олимпии. Гречанка и кентавр, рельеф с западного фронтона храма Зевса в Олимпии, паросский мрамор, втор. четв. 5 в. до н. э., Олимпия, музей. Геракл с быком, метопа храма Зевса в Олимпии, паросский мрамор, втор. четв. 5 в. до н. э., Олимпия, музей.
Виды греческого рельефа: барельеф и горельеф.
Круглаяскульптура - Гармодий и Аристогитон (Тираноубийцы), Критий и Несиот, римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала, высота 1,95 м, около 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей.
Посейдон, бронза, перв. пол. 5 в. до н. э., Афины, Национальный музей.
Дельфийский возничий, бронза, перв. пол 5 в. до н. э., Дельфы, музей.
Лирические образы – Трон Людовизи, рельеф,мрамор, 470-460 гг. до н. э., Рим, Национальный музей.
Главный скульптор первой половины 5 в. до н. э. - Мирон (родом из Беотии, вся деятельность прошла в Афинах). Его творчество – 480-440 гг. до н. э. – переход от ранней к высокойклассике. Работал почти исключительно в бронзе. В скульптуре разрабатывал проблему движения, обоснованного сюжетом.
Дискобол, мраморная римская копия с бронзового оригинала, высота 1,63 м, ок. 460 г. до н. э., Рим. Национальный музей; Афина и Марсий, бронзированный слепок, сер. 5 в. до н. э., Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Архаизмы» в скульптуре Мирона – достаточно плоскостное композиционное решение; акцент на фронтальной точке зрения.
Зрелая классика
Поликлет – представитель пелопонесской школы. Мастер бронзовой скульптуры. Теоретик искусства (сочинение «Канон» о пропорциях человеческого тела). Разрабатывает принцип хиазма (контрпоста).
Копьеносец (Дорифор), бронзированный слепок с римской мраморной копии, высота 2.01 м, 450 г. до н. э., Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина – принцип хиазма.
Раненая амазонка, римская мраморная копия с бронзового оригинала, высота 2.06 м, 440-430-е гг. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей – вводит в круглую скульптуру мотив опоры.
Фидий (ок. 500-431 гг. до н. э.) – вершина зрелой классики. Автор колоссальных статуй, выполненных в хрисоэлифантийной технике:
- Афина Парфенос (Парфенон) – Афина Варварикон, римская копия с оригинала мастерской Фидия, ок. 438 г. до н. э., мармор, Афины, Национальный археологический музей
- Зевс (храм в Олимпии).
Руководил работами по созданию скульптур Парфенона. Три мойры, восточный фронтон Парфенона, мрамор, 430-е гг. до н. э., Лондон, Британский музей - полная свобода и естественность движения. Пластика одежд, которые не только выявляют формы тела, но и способствуют выразительности движения.
Ника, развязывающая сандалию, рельеф храма Ники Аптерос, 411-407 гг. до н. э., Афины, музей Акрополя – пример скульптуры последнего десятилетия 5 в. до н. э. Первые симптомы разрушения классического канона – повышенная живописность в трактовке одежд и неустойчивая композиция.
Поздняя классика
Академическое направление - стремление удержать идеал гармоничного человека. Аполлон Бельведерский, Леохар, мрамор, римская копия, 4 в. до н. э., Рим, музей Ватикана.
Драматическое направление – попытки раскрыть внутренний мир человека. Скопас– стремится показать глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации.
Голова воина, храм Афины в Тегее, мрамор, 370-360 гг. до н. э., Афины, Национальный музей – характерный для Скопаса экспрессивный тип лица.
Менада (Вакханка), римская мраморная копия с оригинала Скопаса, высота 0,45 м, 350 г. до н. э., Дрезден, Государственный музей Альбертиум – спиралевидное движение тела, пребывающего в экстазе бурного танца.
Фриз Галикарнасского мавзолея, мрамор, высота 0,9 м, Лондон, Британский музей - смотреть и характеризовать самостоятельно.
Лирическое направление: Пракситель – афинский скульптор, работал между 370-340 гг. до н. э. Праксителю чуждо драматическое напряжение образов Скопаса. Он певец женственной, одухотворенной красоты.
Афродита Книдская, римская мраморная копия, высота 2,04 м. 350 г. до н. э., Рим, Ватикан – первое в греческом искусстве изображение полностью обнаженной женской фигуры.
Мужской идеал – прекрасный юноша, полный сил, грации, внутренней удовлетворенности, пребывающий в спокойствии и беспечной лени.
Гермес с младенцем Дионисом, мрамор, высота 2,34 м, 340 г. до н. э., Олимпия, музей. Аполлон, убивающий ящерицу («Сауроктон»),римская мраморная копия,Рим, вилла Альбано.Отдыхающий сатир, римская мраморная копия, Рим, Капитолийский музей – во всех случаях доминируют нежные формы, плавные округлые линии; исследуются варианты мотива опоры.
Последний крупный скульптор греческой классики – Лисипп (350-330 гг. до н. э.). Работал при дворе А. Македонского.
Один из самых крупных портретистов античности. Александр Македонский, фрагмент статуи, эллинистическая мраморная копия, высота 0,42 м, 330 г. до н. э.. Стамбул. Археологический музей - исполнена в традициях Скопаса. Портрет Сократа, римская мраморная копия, высота 0,33 м, 330-320-гг. до н. э. – смотреть и характеризовать самостоятельно.
Предпочитал мужские образы.
Геракл, борющийся со львом, мрамор, высота 0,65 м, 4 в. до. н. э., Санкт-Петербург, Эрмитаж – гипертрофия мышц.
Апоксиомен, римская мраморная копия с бронзового оригинала, 330-320 гг. до н. э., Рим, Ватикан – усложненная постановка тела, акцент на индивидуальности в трактовке образа.
Эллинизм
Ника Самофракийская, мрамор, высота 2,92 м, к. 3 – нач. 4 в. до н. э., Лувр – воплощение эллинистического чувства широты мира и бескрайности пространства.
Открытие эпохи – тема возраста, безжалостности времени – как следствие распада идеального гармоничного образа человека. Старый рыбак, римский разноцветный мрамор, высота 1, 23 м., Париж, Лувр.
Драматическое направление – появляется изображение открытого страдания и близкой смерти.
Алтарь Зевса в Пергаме, мрамор, 180-160 гг. до н. э., Берлин, Государственный музей – памятник пергамской школы.
Лаокоон, Агесандр, Полидор, Афинодор, мрамор. 1 в. до н. э., Рим, Ватикан.
Лирическое направление
Венера Мелосская, Агесандр, мрамор, 2 в. до н. э., Лувр
Афродита Киренская, мрамор, кон. 4-3 в. до н.э., Рим, музей Терм.
Портрет - первые памятники – ранняя классика. Портрет Фемистокла, римская копия с бронзового оригинала, мрамор, высота 50 см, Остия, Музей. Зрелая классика – победа идеализирующих установок. Портрет Перикла, Кресилай, римская мраморная копия, мрамор. Высота 0,5 м, 440-430 гг. до н. э., Рим, Ватикан. Расцвет портрета – поздняя классика и эллинизм. Статуя Демосфена, Полиевкт, 280 г. до н. э., римский мрамор, Рим, Ватикан.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 574;