Основные черты культуры Возрождения: антропоцентризм и гуманизм
Этот период имеет свои отличительные черты. Во-первых, усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества искусство, философия, литература, образование, наука. Во вторых, в центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus -человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества. Такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувствособственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма к общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль Творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.
Идеальный человек, по мнению гуманистов, это "универсальный человек", человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием -это непременная часть культуры Возрождения.
В третьих, гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр- могучая и прекрасная личность.
В четвертых, этот период характеризуется обособлением отдельных форм человеческой жизни: единое бытие средневекового человека постепенно разделяется на жизнь трудовую, общественную, личную, в быту, в искусстве, в общении.
Складывается практика индивидуального выбора профессии, возможность самостоятельно глядеть на мир, строить свою жизнь, думать, чувствовать, желать. С этой эпохи начинается личное бытие человека.
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем, в средние века была религия.
Наука
Наука этого периода развивалась в двух центрах почти не связанных друг с другом. Первый центр – это университеты и школы, в которых развивалась традиционная средневековая наука. Вторым центром можно считать мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов. Создавая произведения искусства, они опирались на эксперимент, так как большинство мастеров не имели систематического образования, не знали латыни, иногда были даже малограмотными. Однако творческая деятельность требовала соединения мастерства с наукой, прежде всего с математикой.
В XI веке в странах Западной Европы вошли в употребление «арабские» цифры, закрепившие позиционную систему счисления. Ученые эпохи Возрождения более широко, по сравнению с арабскими учеными, были знакомы с трудами античных математиков, особенно Евклида и Архимеда. В XV и начале XVI века успехи европейской математики были связаны с деятельностью флорентийского математика Луки Пачоли (1445 – после 1509 гг.), автора «Суммы арифметики, геометрии, пропорции и пропорциональности» (1494), содержащего сводку всего известного тогда математического знания, а также трактата «Божественная пропорция» (1496 – 1499).
Соединение творчества с наукой привело к выделению искусства из ремесла. Художники Возрождения не достигли бы такого совершенства, если бы они с помощью математики не изучили правил перспективы. Произведение
Л. Пачоли «Божественная пропорция» помогло понять теорию геометрических пропорций и привело к возникновению «правила золотого сечения». То же самое следует сказать о скульптуре и тем более об архитектуре.
Особенность развития науки Возрождения состоит в том, что все ее важнейшие направления – живопись, архитектора, скульптура, а также математика, механика, анатомия, медицина, зачатки химии – объединялись в деятельности одного человека. Примером может служить деятельность Л.Б. Альберти и Леонардо да Винчи.
Крупнейшим научным открытием XVI века была гелиоцентрическая система устройства Вселенной, разработанная польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543 гг.). С 1515 по 1530 год он работал над своей знаменитой книгой «Об обращении небесных сфер», в которой доказал, что Земля круглая и что она является лишь одной из обращающихся вокруг Солнца планет.
Эпоха Возрождения была временем великих географических открытий: в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, в 1519 году Фернандо Магеллан отправился в кругосветное путешествие. Таким образом, два богатых континента западного полушарии были открыты для освоения «Старым светом».
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 583;