Эллинистический период
Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры. Огромнейшее государство Александрия, державшееся только силой оружия, после смерти властителя распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический (сочетание греческих и восточных традиций) и экстенсивный (тиражирование прошлых культурных образцов, их систематизация) характер. Интенсивно развивалась только наука.
Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения.
Столицы эллинистических государств – Антиохия, Пергам и другие, позволяют судить о размахе градостроительства. Греки перестраивали свои колонии и старые восточные поселения (города Приена, Никея).
Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины, где проводились театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование.
Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская – важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу Александрии составили, построенные в III в. до н. э. Мусейон и библиотека, насчитывавшая до 700 000 книг). В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.
В 280 г. до н.э. на острове Фарос греки возвели огромный маяк, высотой 180 метров. Его величие служило символом власти династии Птолемеев. Маяк уникален не только размерами, но и техническими решениями: шахты, пандусы, система зеркал и освещения.
Эллинизм – период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова.
Эллинистическая наука становилась более многогранной. Среди ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский создали первые книги по истории литературы, словари, занимались проблемами лексики.
В эпоху эллинизма возникли новые литературные жанры – буколическая поэзия, у истоков которой стоял поэт Феокрит, и роман, наиболее ярко представленный в творчестве Лонги («Дафнис и Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма – ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную.
Исторические произведения эллинизма создавали в жанре художественной литературы. Это работы Калитарха и Каллисфена. Свои знаменитые труды по истории создали Птолимей, Полибий. Сорок томов «Всеобщей истории» этого автора позволяют создать представления об уровне исторической науки.
Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими, усиление интереса к мистическим и экстатическим сторонам восточных культов. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона.
Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. К примеру, Александрийский маяк, известный как одно из семи чудес света, возносился ввысь на 120 м.
Ордерная система распространялась на жилищные постройки, все чаще выполняя декоративную роль. Частные дома зажиточных горожан богато украшались мозаикой, статуями, росписями. Жизнь в мегаполисах увеличивала тягу человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности строить загородные поместья. Появился новый тип храма – ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме.
Изобразительное искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой – утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз Алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Такой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Агесандра («Венера Милосская») и Леохара («Аполлон Бельведерский»). В некоторых скульптурных портретах обозначился крен к натурализму. Но общим для всех мастеров оставался интерес к изображению эмоциональных состояний человека и стремление активно воздействовать на чувства зрителя. Развитие скульптуры эллинизма ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами.
Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, культурные тенденции.
Завершился очень важный этап мировой истории, который кардинально повлиял на развитие европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение природы.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:
· Каковы основные исторические периоды культуры Древней Греции?
· Что такое древнегреческий "полис"?
· Особенности древнегреческой скульптуры.
· Характерные черты древнегреческой архитектуры. Дорический, ионический и коринфский ордер.
· Основные философские школы Древней Греции.
Литература:
1. Алпатов, М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М.А. Алпатов. - М.,1987.
2. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар.- М. - 1993
3. Верная, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.П. Верная. М. - М., 1988.
4. Куманецкий, К. История культуры Древнего Рима и Греции / К. Куманецкий. - М., 1990
5. Кун, И.А. Мифы Древней Греции / И.А. Кун. - М., 1989
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 579;