Архитектура: романский и готический стили
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуреи живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.
В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольногохрама, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии - храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.
Для Западной Европы V в. была характерна роскошь вархитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. При Карле Великом (742 - 814) (создатель громадной империи, величайшего государства раннего Средневековья в Западной Европе, из которого впоследствии образуются Франция, Германия. Италия) во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна и большинство зданий, построенных из дерева, погибло. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи сожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Примерами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ отреализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись- плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король более крупным, чем его вассалы и слуги.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля готики (от лат. gotico - готский, по названию германского племени готов) Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная чертя готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Вове, Реймсе (Франция). Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные «веерные» узоры. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.
Таким образом, Средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:
· Назовите основные периоды развития культуры средних веков?
· Где и когда возникают первые университеты?
· Что такое схоластика?
· В чем особенность поэзии вагантов?
· Особенности рыцарской литературы.
· В чем особенность готического и романского тилей в архитектуре?
Литература:
1. Артамонов, С.Д. Литература Средних веков / С.Д. Артамонов. - М., 1992.
2. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. -
СПб., 1995.
3. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М., 1984.
4. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990
5. Добиаш-Рождественская, О.А. Культура западноевропейского Средневековья / О.А. Добиаш-Рождественская. - М., 1987.
6. Культурология: пособие для студентов вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В Лапиной, 2007. - 496 с.
7. Языкович, В.Р. Культурология : ответы на экзаменационные вопросы / В.Р. Языкович. Минск : Тетралит, 2014. - 176 с.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 545;