IV. Изобразительное искусство Древнего Египта
Первые памятники изобразительного искусства – палетки.
Палетка с изображением охоты на львов, додинастический Египет, 4 тыс до н. э., Британский музей - изображения зверей и людей, хаотично размещенных в пространстве.
Палетка с шакалами, Древнее царство,к. 4 тыс. до н. э., Лувр – утверждается принцип симметрии.
Палетка Нармера, Древнее царство, 1 династия, к. 4 тыс до н. э., шифер, Каир, Египетский музей – формируется целостная система канона в изобразительном искусстве. Особенности древнеегипетских изображений на плоскости:
· повествовательность
· фризообразность композиции - поясное, построчное, ленточное, по регистрам расположение сцен
· разномасштабность, как один из способов передачисоциальногоразличия изображенных
· специфические приемы изображения Ч –
- только в рост
- без выявления объема (двухмерность изображений)
- при сочетании фасных и профильных элементов
· фон – нейтральный или заполнен иероглифами.
Монументальные рельефы – известны с 3 династии. Рельефы гробницы Хесира, Саккара, Древнее царство, 3 династия, 28 век до н. э., дерево, барельеф, Каир, Египетский музей.
Монументальные изображения украшали стены храмов и гробниц. Разрабатывались 2 сюжетные линии:
· Прославление главного персонажа - Пирующий Птаххотеп, гробница в Саккаре, Древнее царство, 5 дин, сер 3 тыс до н. э.
· Сюжеты, связанные с обеспечением ему посмертного благоденствия.
Охота на гиппопотамов, гробница Ти (?), Саккара, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э. – характерный пример жанровой сцены с ритуальным подтекстом.
Писцы, мастаба в Саккаре, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э., известняк; Музыканты на празднике,мастабавСаккаре, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э., известняк Каирский музей – принцип повторяемости изобразительных мотивов: группа людей как сумма автономных, идентичных единиц, повторяющихся через фиксированный интервал.
Живопись
Египтяне работали в технике фрески (аль секко).
Гуси, Медум, гробница Нефермаата, Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э., Каир, Египетский музей – реалистическая трактовка образа с некоторыми примитивистскими условностями:
· отсутствует передача пространства, объема, светотени
· используются только локальные цвета
· присутствуют контурные линии.
Среднее царство Лучшие образцы – росписи гробниц номархов из Среднего Египта. Дикая кошка, гробница Хнумхотепа 2, Бени-Хасан, Среднее царство, 12 династия, 20 век до н. э. Новации:
- обогащается палитра (вводятся оттенки цвета, переходы от одного цвета к другому)
- контурные линии становятся едва заметными и в некоторых случаях исчезают
- изображение сохраняет впечатление живости.
Рельеф Среднего царства Основные завоевания:
· снижается пафос монументальности
· усиливается интерес к реальному человеку
· изображение становится более интимным
· художественный язык приобретает большую гибкость
· особо популярным становится койланогриф.
Саркофаг царицы Кафит, Дейр-эль-Бахри, Среднее царство,11 династия, 21 век до н. э., известняк, Каир, Египетский музей.
Новое царство Основные завоевания в изобразительном искусстве:
· появляются первые образцы графики на папирусах
· ис-во перестраивается на более светский, живописный, декоративный, лад
· формируется новый художественный идеал красоты: хрупкое тело, миндалевидные глаза, пикантная полуобнаженность, обилие украшений.
Музыкантши, гробница вельможи Нахт, Фивы, Новое царство, 18 династия, 15 век до н. э.
Наивысшее проявление этих тенденций – амарнское искусство (правление Аменхотепа 4 (Эхнатона). Поклонение Атону, рельеф из храма Атона, Ахетатон, Новое царство, 18 династия, нач 14 в. до н. э., Каир, Египетский музей
· новая иконография божества – солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладошками;
· новая иконография фараона:
- отказ от идеализации
- акцент на индивидуально характерное в портретном образе
- элементы экспрессивной утрированности образа.
Главное завоевание искусства амарнского периода – интерес к передаче чувств человека. → Появление новых сюжетных композиций (с камерными, глубоко лирическими интонациями). Каирская стела, известняк, Новое царство, 18 дин, перв. четв. 14 в. до н. э., Каир, Египетский музей;Берлинская стела,Новое царство,18 династия, перв. четв. 14 в. до н. э., Берлинский музей – повествуют о семейном счастье Эхнатона.
· ненавязчивая симметрия композиции; ее сюжетная и смысловая цельность
· новая концепция времени - зафиксировано конкретное мгновение из жизни
· не каноническая свобода поз и движений
· в художественном языке – сочетание резких, изломанных и мягких, плавных линий.
Амарнский период – апофеоз живописности и декоративности. Сменхкара и Макетаттон(?),Анхесенпаатон(?), рельеф, Новое царство, 18 династия, 14 в до н. э., Берлин, Государственные музеи. Трон Тутанхомона, дерево, золотые пластины, Новое царство,18 династия, 14 в. до н. э., Каир, Египетский музей - изысканное искусство, с характерной для периода мягкостью в трактовке интимного сюжета.
Плакальщицы, рельеф, гробница, Мемфис, известняк, Новое царство, 19 династия, 14 в. до н. э., ГМИИ им. Пушкина - открытая эмоциональность в трактовке традиционного сюжета.
Круглая скульптура
Скульптура имела ритуальное назначение (олицетворяла вместилище души после смерти человека).
Особенности древнеегипетской скульптуры:
1. Развитыепортретные характеристики.
Хемиун, из гробницы в Саккаре, известняк, Древнее царство, 4 династия, 27 в. до н. э., Хильдесхейм, музей Пелицейса – реалистический образ конкретного человека.
Египетский портрет - равновесие конкретного и отвлеченного. Микерин с богинями, гранит, Древнее царство,4 династия, Каир, Егиепетский музей - портретные черты лица, но идеализированное изображение тела.
2. Вневременнаяхарактеристика образа. В скульптуре не читается:
· возраст модели
· ее психологическое состояние.
Взгляд выразительный, но обращенный сквозь зрителя.
3.Подчиненность скульптуры архитектуре.
Хефрен, заупокойный храм, Гизе, диорит, Древнее царство, 4 династия, Каир, Египетский музей
· замкнутая геометрическая форма
· преобладание прямых плоскостей
· фронтальность и симметричность композиции
· неподвижность.
4. Полихромия – для скульптуры из дерева и известняка.
Рахотеп и Нофрет, известняк, Древнее царство, 4 династия, сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей.
Типы древнеегипетской ск-ры.
- прямо стоящий человек
- человек идущий – с выставленной вперед левой ногой. Ранофер, известняк, Древнее царство, 5 династия, сер. 3 тыс до н. э., Каир, Египетский музей.
- сидящий Ч. Карлик Сенеб с семьей, известняк, Древнее царство, 5 династия, Каир, Египетский музей.
- писец. Каи, гробница в Саккаре, известняк, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э., Лувр
- сложные синкретические образы. Сфинкс Хефрена, Гизе,известняк, Древнее царство, 4 династия, перв. пол. 3 тыс. до н. э.
Материалы, применявшиеся в скульптуре.
- камень. Твердые породы - диорит, базальт, обсидиан, порфир и красный гранит. Мягкие породы - известняк и песчаник.
- дерево. Правитель Сенби, Среднее царство, 12 династия, Столичный музей Нью-Йорка - фигура вырезана из целого куска, а руки и передняя часть ступней крепятся дополнительно.
Каапер, Древнее царство,5 династия, сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей.
- металл – реже и позже (7-8 вв. до н. э.).
Скульптура Древнего царства. Отличается:
- тяжеловесностью форм
- максимально обобщенными объемами
- абстрагированием от проявлений жизни.
Скульптура Среднего царства
Скульптура 11 династии продолжает традиции Древнего царства. Ментухотеп 1, Дейр-эль-Бахри, Среднее царство, 11 династия, 21 в. до н. э., Каир, Египетский музей – хебседная статуя.
Скульптура 12 династии – в трактовке лица появляются возрастные характеристики. Юный Аменемхет 3, известняк, Среднее царство, 12 династия, 19 в. до н. э., Каир, Египетский музей. Зрелый Аменемхет 3, гранит, Среднее царство, 12 династия, 19 в. до н. э., ГМИИ им. Пушкина.
Сенусерт 3, обсидиан,Среднее царство, 12 династия, 19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей
· развитый рельеф лица (с большей детализацией черт и расчлененностью объемов)
·контрасты светотени
· элементы психологизма → не официальное название - «Грустный фараон».
Скульптура Среднего царства фиксировала изменения в мировоззрении общества.
Кубообразный Хотеп, гранит, Среднее царство, 12 династия, Каир, Египетский музей – новый тип скульптуры - фигура, заключенная в блок камня. Сенмут с дочерью Хатшепсут, черный гранит, Новое царство, 18 династия, нач. 15 в. до н. э., Берлин, Государственный музей.
Скульптура Нового царства
Утверждается элегантность, утонченность и мягкость. Головы статуи царицы Хатшепсут,их храма Дейль-эль-Бахри, раскрашенный известняк, Новое царство, 18 династия, нач. 15 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен музей – рафинированный и женственный образ фараона.
Новый идеал красоты сохраняется и при приемниках Хатшепсут. Тутмес 3, базальт, Новое царство, 18 династия, кон. 15-нач. 16 в. до н. э., Каир, Египетский музей.Скульптурные образы 18 династииотличаются:
· проникновенностью;
· одухотворенностью;
· дыханием радостного восприятия жизни.
Голова Тутанхомона на лотосе,дерево, Новое царство, 18 династия, 14 в. до н.э., Каир, Египетский музей - изнеженный образ фараона.
Новый идеал красоты распространяется на трактовку тела. Становятся популярными удлиненные пропорции. Жрец Аменхотеп и его жена Раннаи, черное дерево, гипс, Новое царство, 18 династия, 15 в. до н. э., ГМИИ им. Пушкина:
· узкие плечи и бедра.
· высокаяпосадка головы
· легкая поступь.
Ведущий скульптор амарнского периода – Тутмес (мастерская в Ахетатоне раскопана Л. Борхардом в 1912 году). Бюст Нефертити, известняк, Новое царство, 18 династия, 1-ая четв. 14 в. до н.э., Берлин, Государственный музей. Борхард: "Описывать бесцельно - только смотреть".
Юная Нефертити, песчаник, Новое царство, 18 династия, 1-ая четв. 14 в. до н.э., Берлин, Государственный музей – тончайшая моделировка объемов.
Идущая Нефертити, известняк, Новое царство, 18 династия, 1-ая четв. 14 в. до н.э., Берлин, Государственный музей – царственная красота, не поддающаяся времени.
ТЕМА
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Вопросы
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 692;