III. Архитектура Древнего Египта
Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры.
Искусство – важнейший элемент человеческой культуры; одна из форм общественного сознания. Как и другие формы общественного сознания (наука, религия, политика, право и т.д.) искусство не только осмысливает и отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие (преобразует ее).
Функции искусства:
· Познавательная
· Информационная
· Коммуникативная
· Компенсационная
· Эвристическая
· Развлекательная
· Гедонистическая
Как целостная форма общественного сознания подразделяется на виды и жанры. Принадлежность произведения искусства к тому или иному виду искусства зависит от того, какими средствами выражается его содержание.
Виды искусства:
· Пространственные (статические), к которым относятся изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура), а также архитектура и декоративно-прикладное искусство
· Временные (динамичные) – музыка, литература
· Пространственно-временные (синтетические) – театр, кино и т.д.
Жанр – это деление произведений искусства внутри вида по предметному признаку. В каждом виде искусств существуют свои жанры. Наиболее распространенными в изобразительных видах искусств являются жанры портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.
II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
1. Сакральность.
2. Консервативность. Каноничное искусство (от слова «канон») – ориентированное не на новацию, а на воспроизведение освященного образца.
3. Установка на фиксацию вечного, а не изменчивого.
4. Синтез всех видов искусств, при ведущей роли архитектуры.
5. Монументальность и гигантизм.
Периодизация
Древнее царство (к. 4 тыс – 2,5 тыс. до н. э.) - 1-6 династии.
Складывание древнеегипетского государства (объединение Верхнего и Нижнего Египта). Столица Мемфис. Основные завоевания в области искусства:
· определяется основные виды и жанры искусства;
· устанавливается их иерархия;
· складывается система канона.
Искусство этого периода отличается:
· лаконичностью в форме выражения;
· строгостью и обобщенностью в передаче образа;
· стилистической однородностью.
Среднее царство (21 – 18 вв. до н. э.). 11-12 династии.
Период политически и экономически весьма нестабильный, что было связано с возвышением номов. Столица – Фивы.
Искусство характеризуется:
· наличием двух стилистических линий: столичная школа и местные центры;
· большей творческой свободой;
· большей конкретностью в воплощении тем, соразмерностью их трактовки с миром человека.
Новое царство (16 – 11 вв. до н. э.). 18-20 династии.
Период наибольшего могущества египетской империи. Столицы – Фивы, Ахетатон. Подпериоды:
· искусство первой половины Нового царства (16-15 вв. до н. э.);
· искусство середины Нового царства (первая половина 14 в. до н. э.) – время правления Аменхотепа IV (Эхнатона) – амарнский период;
· искусство второй половины Нового царства (втор пол 14 – нач. 11 в до н. э.).
Искусство характеризуется:
· имперскими амбициями
· нарастающей декоративностью.
III. Архитектура Древнего Египта
Гробницы – эволюционный ряд:
1. Мастаба. Мастабы в Гизе, Древнее царство,30-28 века до н. э. Демонстрируют основные характеристики древнеегипетской архитектуры:
· стремление к геометризму и линейности
· к простоте форм
· к симметрии
· к большимповерхностямстен.
Основные средства архитектуры – объем, масса, ритм.
2. Ступенчатая пирамида - Пирамида Джосера, Саккара,Древнее царство,3 династия, ок 28 века до н. э., архитектор Имхотеп – увеличение мастаба по вертикали.
3. Пирамида Снофру, Медум, Древнее царство, 4 династия, 28 век до н. э.
4. «Ломанная» пирамида Снофру, Дашур, Древнее царство, 4 династия, 28 век дон. э. – поиски оптимального угла наклона боковых граней.
5. «Красная» пирамида Снофру, Дашур, Древнее царство, 4 династия, 28 век дон. э. – первая в истории «правильная» пирамида.
6.Классические пирамиды - Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (Хуфу, Хафра и Менкаура),Гизэ,Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э.Пирамида Хеопса (архитектор Хемиун): по сообщению Геродота строили 100 тыс. человек 20 лет. Длина стороны – 233 метра, высота – 146 метров.
7.Пирамиды Среднего царства:
· уменьшаются в размерах;
· возводятся на основе каменного каркаса.
8.Скальные гробницы – появляются в Среднем царстве. Портик скальной гробницы Сренпута 2,Бени-Хасан,Среднее царство,12 династия, 20 век до н. э. Развиваются в Новом царстве.
Храмы
Древнее царство
Первые храмы возводились возлепирамид. Схема пирамидального ансамбля Джосера, Саккара, Древнее царство, 3 династия, 28 век до н. э., Имхотеп. Общая площадь – 1500 м².
Композиция храмового комплекса 4 династии - Реконструкция храмового ансамбля Хефрена, Гизэ,Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э.
· Нижний заупокойный храм. Гипостиль Хефрена, Гизэ,Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э. Древнейший пример развитой стоечно-балочной системы, где роль опор выполняли пилоны.
· Дромос
· Верхний заупокойный храм:
- гипостиль
- перистиль
- секос.
Солнечные храмы - посвященные богу солнца Ра. Начали возводиться при фараонах 5 династии. Реконструкция храма Ниусерра, Абусир, Древнее царство, 5 династия, 25 век до н. э. – традиционная система храмовых пространств, но центр верхнего храма обозначен обелиском.
Среднее царство
Появляется тип полускального храма - храм Ментухотепа 1, Дейр эль Бахри, Среднее царство, 11 династия, 21 век до н. э. – сочетаются традиции храмовой архитектуры Древнего царства и современной архитектуры номархов.
Лабиринт Аменемхета 3, Фаюм, Среднее царство, 12 династия, 19-18 века до н. э. – общая площадь 72 тыс. м², что предваряет масштабные постройки Нового царства.
Новое царство
Расцвет храмового строительства. Развиваются три основных типа храма:
Наземный храм. Структура:
- перистиль,
- гипостиль,
- секос.
Композиция фасада:
- 2 пилона
- статуи фараона
- 2 обелиска
- 2 ряда сфинксов.
Храм Амона в Карнаке, Новое царство, 2 тыс.–1 век до н. э., основные части построены архитекторами Инени, Аменхотепом, сыном Хапу и Аменхотепом Младшим.
Храм Амона в Луксоре, Новое царство, основные части построены в 15 – 13 веках до н. э. архитекторами Аменхотепом Младшим и Бекенхонсу.
Полускальный храм - Храм Хатшепсут, Дейр эль Бахри,Новое царство,18 династия, 15 век до н. э., архитектор Сенмут – обращение к архитектурным формам храма Ментухотепа 1.
Скальный храм – структура аналогична наземному храму. Храм Рамсеса 2, Абу-Симбел, Новое царство, 19 династия, 13 век до н. э.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 679;