Ориньяк -Солютрейский период
Палеолит
Слово «палеолит» происходит от греческого «палео» - «древний» и «лит» - «камень», т. е. палеолит - древний каменный век. Наиболее интересным и изученным является завершающий этап палеолита – поздний или верхний, охватывающий конец ледникового периода, начало потепления, когда человеческое стадо превращается в примитивное общество, сгруппированное в роды по 50 – 100 человек, образующие небольшие очаги заселения. Формирование среды обитания человека было обусловлено геоклиматическими факторами. Изменения климата Земли (оледенение и потепление климата) заставляли искать и строить укрытия от непогоды, добывать огонь.
Эпоха верхнего палеолита в свою очередь условно делится на два периода:
Ориньяк -_Солютрейский - 40 – 20 тыс. л. до н. э
Мадлен - 20 – 10 тыс. л. до н. э.
Названия культур даны по месту находок наиболее крупных и хорошо сохранившихся стоянок древнего человека в Западной Европе (во Франции).
Ориньяк -Солютрейский период
Основное занятие людей – охота, что привело к обработке шкур скребками, созданию орудий труда из камня; кости, рога. Поселения и ночлеги - в пещерах, завалах.
В это время появляются самые первые попытки в искусстве: на стенах пещер появляются зигзагообразные полосы, проведенные пальцами первобытных людей - «макароны». А самым первым «произведением искусства» человека считают отпечаток ладони человека, заключенный в круг, поскольку это не случайное движение руки, а уже осознанное действие. Памятники культуры этого периода были обнаружены в Испании (пещера Санта Изабель). Тогда же появились первые изображения животных, звериные маски охотников, круглая скульптура.
Классическим примером круглой скульптуры стала фигурка так называемой Венеры Виллендорфской – образец искусства матриархата Подобные «Венеры» были найдены в Австрии, Чехословакии, Франции. Первобытный скульптор не прорабатывает черты лица, но обращает внимание на физиологические особенности женщины, способствующие воссозданию рода. К концу ориньякской культуры в изображении животных появляется штриховка (голова лани из пещеры Кастильо в Испании).
Наивысший расцвет первобытного искусства относится к культуре Мадлен
Культура Мадлен
К 15 – 20 тыс. лет до н. э. формой общественного устройства становится матриархат. Именно с этим связано появление огромного количества женских статуэток. Женские изображения культуры Мадлен носят портретные черты – это уже не только символ продолжения рода, как Венера Виллендорфская, но и отображение индивидуального человека как личности. По-прежнему режется мелкая пластика из кости и камня.
В это время появляются изображение животных не только в статичных позах, но и в движении. Роспись производилась охрой, сажей, мелом и другими красителями, смешанными с животным жиром. Древний художник научился применять подтушевку. Много пещерных росписей было найдено не только на территории всей Западной Европы, но и на территории Украины, в Каповой пещере на Урале.
Уникальные росписи были обнаружены в Испании. Это знаменитые Альтамирские бизоны. Несколько десятков животных, живописно запечатленных на потолке и стенах пещеры изображены в свободных и разнообразных позах. Такое свободное «владение натурой» и дало повод назвать конец эпохи Мадлен первобытным реализмом.
Поселения носили характер общинных домов, где вокруг очага размещалось несколько семей. В домах размерами до 15 х 35 м ряд центральных опор поддерживал коньковую жердь, на которую опирались стропила, врытые в землю. Меньшие дома (7х8м) имели такую же конструкцию и иногда делались из костей мамонта с очагом в центре. Дома такого типа были найдены под Брянском ( с. Тимоновка), Гагарино, в верховьях Дона, под Воронежем - Костенковское городище. Палеолиту свойственны землянки и полуземлянки с укрепленными стенами и лазом через крышу, который одновременно служил дымоходом. Из-за отсутствия эффективного инструмента для обработки строительных материалов конструкции сооружений оставались примитивными и грубыми.
Умерших хоронили под полом домов и в ямах-камерах. Постепенно усложняются обряды захоронения, погребения обсыпаются красной краской или киноварью, которые символизируют огонь, кровь, жизнь. В захоронения вкладываются украшения, оружие, орудия труда, посуда.
Мезолит
Ко времени среднего каменного века происходит становление племен и родов в Европе, Испании, на Кавказе, Средней Азии, где древнейшие находки предметов первобытной культуры относятся к мезолиту.
Основным занятием населения является охота, в том числе рыбная, т.к. к этому времени первобытные люди уже научились делать лодки, плести утварь, изготавливать луки, стрелы и другие орудия для охоты и труда.
При строительстве жилища люди начали изготавливать стеновые каркасы, обкладывая их кирпичом – сырцом или обмазывая их глиной. Длинные родовые дома внутри начали делить перегородками на помещения для отдельных семей. Появляются семейные дома-землянки, мазанки и подземные многокамерные жилища.
В Передней Азии в IX-VII тыс. до н. э. складываются поселения оседлого
комплексного хозяйства (земледелие и скотоводство).
Впервые появляются отдельно находящиеся места захоронений и могильники, вложения в захоронениях становится богаче.
В искусстве мезолита изображения людей становятся условными, главное внимание уделяется сюжету, т.к. изображение животных уже не передает всех мыслей и чувств человека. Композиции наскальных росписей становятся более информативными и разнообразными.
Неолит.
В период неолита происходит устойчивое потепление климата, приведшее к сокращению зон охоты (животные мигрируют на север) и увеличению собирательства и культивации злаков, а, следовательно, к большей оседлости. Земледелие дает возможность накопления материальных благ.
Происходит увеличение родов и распад их на отдельные семьи, что отражается и на планировке жилищ и поселений .
На Украине, в Средиземноморье возводятся глинобитные дома из плетня и глиносоломенной обмазки. В Средиземноморье появляется необожженный кирпич часто больших размеров, применяются каменные фундаменты и купола, цветная штукатурка. Жилище достигает 2-х этажей, полы покрываются циновками и окрашиваются природной краской. Интересными являются жилища Триполья на Украине. Дома имеют глинокаркасные стены, скатные стропильные крыши. Внутри жилища делились на секции с печью и кладовые.
Дома в поселениях группируются вокруг общественной собственности – амбаров с зерном или загонов для скота. Селение огораживается (отсюда название «городище») частоколом, с амулетами от злых духов и для устрашения недружелюбных соседей. Жилища строили плотно прилегающими друг к другу, так что внешние стены зданий сливались в общую крепостную стену, не имевшую проемов. Вход осуществлялся по приставной лестнице, убиравшейся на ночь.
Погребения этого периода носят значительные социальные различия. В Северном Причерноморье над могилами знатных людей возводятся первые курганы – земляные холмы округлой и трапециевидной формы.
В искусстве неолита появляется тотемизм – поклонение определенному виду животных. В изобразительном искусстве появляются новые черты: символы, абстракция, стилизация. Широко распространяются петроглифы – наскальные изображения, выполненные в ударной технике, каменная резьба, живописные наскальные рисунки. Такие изображения сохранились на Украине, в Туркмении (район Кара-Кумов), на Урале (район р. Вишера), в Прибайкалье, на Камчатке, Чукотке, Кольском полуострове.
Повсеместно используется керамика, мелкая пластика, деревянная утварь.
Эпоха бронзы
Бронза-сплав олова и меди. Ее открытие и производство в значительной степени повлияло на жизненный уклад всех последующих культур.
За счет появления новых металлических орудий труда улучшается обработка земли, облегчается трудовой процесс, производятся новые орудия для охоты, а так же оружие. Все это способствует перехода к патриархату.
Переход к патриархату был вызван войнами, в ходе которых появляется культ вождя. Поклонение вождю продолжается и после его гибели или смерти: возводятся огромные «царские» курганы, имеющие не только украшения и богатый инвентарь, но и захоронения коня, рабов, наложниц. Курган Аржан в Южной Сибири достигает 120м в диаметре. Его погребальные камеры, радиально отходящие от главного центрального захоронения, сформированы клетями из толстых бревен и засыпаны на высоту 3-4м бутовым камнем.
Благодаря использованию бронзовых орудий в архитектуре, выросла культура строительства. Появились возможности обработки дерева для строительства, резьба по камню. Более совершенными становятся крепости и храмы, совершенствуется жилище.
В кочевых племенах выработался универсальный конструктивный тип сборно-разборного жилища и центричная система планировки стоянок.
В районах земледелия складываются первые государства: в Индии, Египте, Китае, Передней Азии. Здесь появляются первые города, которые имели четкую регулярную систему планировки и цитадель – отдельно стоящее укрепление.
Несколько позже формируются культуры эпохи бронзы в Европе, Африке и Центральной Азии. Деревянные свайные постройки сохранились в Швейцарии.
К эпохе бронзы относятся и первые мегалитические сооружения («мегас» – от гр. «огромный», «литос» – «камень»). Эти многотонные каменные столбы первоначально фиксировали границы территории, принадлежащей племени. Позже их назначение стало более широким.
Типы мегалитических сооружений:
Менгиры– вертикально поставленные обработанные или не обработанные камни. Они достигали высоты 20,5 м и до 300 т веса. В Бретани (Франция) сохранились целые поля менгиров. Менгиры ставились в Испании, в Армении, на Кавказе, в Сибири. Существует несколько версий назначения менгиров:
а) они посвящались памятным событиям, битвам;
б) служили памятники над могилой или посвящались памяти знаменитых людей;
в) были местом поклонения или церемоний.
Менгиры имели самые различные формы, зависящие от мест обитания человека: это и оленные камни, рыбы-вишапы и др. виды.
Дольмены– композиция из 2-х и более опорных камней, перекрытых плитой – это прототип стоечно-балочной конструктивной системы. Распространены они были там же, где и менгиры, назначение то же. Встречаются в основном в горах, на Северном Кавказе. Иногда дольмены использовались как гробницы, некоторые - в качестве временных жилищ. Встречаются дольмены круглые и многогранные в плане. Ранние дольмены были небольшие - до 1,5 м в высоту из 2-3 вертикальных камней накрытых одной плитой, более поздние – крупнее. Иногда в них устраивали вход.
Кромлехи – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. В основном являлись местом религиозного поклонения. Возможно, они были прообразом театра или цирка. Существует версия, что кромлехи использовались как астрономические обсерватории. Обычно они имеют близкую к овалу или круглую форму плана, состоят из отдельных менгиров, иногда в сочетании с дольменами. В некоторых из них намечен композиционный центр.
Наиболее сложным и крупным является кромлех Стоунхендж в Англии (рис1). Он обладает геометричностью, хорошей обработкой камней и ярко выраженным композиционным центром в виде жертвенника – алтаря. Стоунхендж состоит из 2813 камей, высотой до 15 м и весом до 40 тонн.
Железный век
Применение железа повысило технические возможности труда, увеличило число приспособлений для обработки различных строительных материалов. Металл применялся при подсечном земледелии, в судостроении, жилищном строительстве (для обработки дерева), в транспорте (обода колес и ступицы, упряжь), в различных ремеслах.
В IX – VII веках формируются различные типы кочевых жилищ – сборные юрты, тканевые и кожаные палатки.
Впервые металл в качестве закладных деталей стал применяться в строительстве только в Древней Греции.
Железный век характерен тем, что начинают складываться определенные культуры в Европе, Азии.
Рудный промысел стал носить стратегическое значение и был объектом вооруженных нападений. Наряду с этим налаживаются и первые торговые связи, через которые происходит не только обмен продуктами земледелия и скотоводства, (т.е. между кочевыми и оседлыми людьми), но и происходит взаимное обогащение и влияние различных культур друг на друга, в процессе которых заимствуются строительные и архитектурные приемы.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 556;