Критская ( Миносийская ) культура.
В XVIII в. до н. э. (эпоха бронзы) выходцами из Малой Азии на о. Крит и прилегающих островах была заложена новая культура. По легенде основоположником нового государства был царь Минос, сын Зевса и Европы.
Всего на островах насчитывалось около 90 – 100 городов по 2-4тыс. человек. Расположенные на склонах гор, эти города имели нерегулярную планировку, стихийную застройку из террасных домов. В центре таких городов находился дворец правителя. Одним из таких центров-дворцов является открытый археологом Эвансом Кносский дворец.
Кносский дворец.
По легенде у царя Миноса и его жены родился полу бык - получеловек Минотавр. Чтобы скрыть позор, царь построил дворец в виде лабиринта
Кносский дворец был сооружён на месте более древних построек, в плане максимально занимает 120 х 120м. Дворец постоянно достраивался и перестраивался: это было связано с многочисленными землетрясениями в этом районе. Его отдельные первоначальные здания постепенно слились в единый комплекс вокруг большого прямоугольного внутреннего двора (рис.11).
Здания в 2-3 этажа террасами спускаются по склону и имеют множество длинных зданий с залами, тупиковыми коридорами. Многочисленными складскими помещениями, заглубленными в первом этаже, на 2-м и 3-м этаже культовые и парадные помещения. Жилые помещения выделены в отдельный восточный блок, к которому ведёт портик-лестница. На окраинах находились мастерские, жилища слуг и рабов, птичники.
Дворец имел высокую ступень благоустройства: водопровод, канализацию, уборные с водосливом, во многих помещениях и царских покоях были найдены тайники. В тронном зале сохранился трон из известняка.
Лучше сохранилась нижняя часть, выложенная ортостатами – крупными каменными блоками с заполнением между ними. Выше – деревянный каркас с лёгким заполнением, сырцовой кладкой или бутовым камнем на глине. Такая система была более сейсмостойкой. С этой же целью был выработан особый тип критской ордерной системы из свободно расставленных колонн, поставленных на пьедесталы (парапеты). Колонны приземистые, с широкой капителью и расширением колонн вверху, что обеспечивало дополнительную устойчивость (рис. 12). Перекрытия из круглых балок. Стены зданий дворца украшались резным и штампованным рельефом, фресками с изображением растений, животных, акробатических игр, праздника сбора урожая.
В XV в. до н.э. после землетрясений и пожаров происходит захват острова ахейцами – предками греков.
Характерные черты архитектуры критского периода:
1.Своеобразие планировки внутреннего пространства дворцов;
2.Высокая степень благоустройства;
3.Были выработаны новые типы сейсмостойких конструкций:
-расширяющиеся вверху колонны на пьедестале с широкой капителью и большой квадратной абакой;
-накатные перекрытия из круглых балок;
-применение деревянного каркаса со связями и заполнением, выполненными из сырца и каменных блоков;
4.Сложился тип 2-х колонного портика «в антах»;
5.Помещения штукатурятся и украшаются фресками и резными рельефами с изображением сбора урожая, игр - это первая известная после палеолита реалистичная живопись;
6.Возникновение основ ландшафтной архитектуры
Микенская культура
Культура о. Крит оказала огромное влияние на формирование культуры материковых Микен. Археологи Шлиман и Эванс установили связь в одежде, культовых и бытовых предметах. В микенских могилах находили посуду критских мастеров.
С севера в Микены пришли древние предки греко-ахейцов, покорившие Крит и безуспешно нападавшие на Египет. При слиянии местных традиций и культуры, принесённой ахейцами, возникает новая культура.
В микенских поселениях храмовые постройки и дворцы образовывали священный участок акрополя, стены которого возводились из крупных камней циклопической кладки.
Акрополь – расположенная на возвышенности городская крепость, религиозно – политический центр города.
Дворцовые постройки имеют свободную планировку с отдельными осевыми композициями зданий, составляющими единый комплекс с учётом рельефа и пейзажа. Одним из их наиболее сохранившихся акрополей является Тиринфский акрополь
Тиринфский акрополь (XIII в. до н. э.)
В центре ансамбля находится крупный 9,75х11,75м двухнефный мегарон 4-я опорами по главной оси. Это единственный отдельно стоящий храм эгейской культуры. Колонны перестильного двора перед храмом и дворцовые колонны более стройные по сравнению с критскими и тщательнее отделаны.
В основе акрополя лежит геометрически организованная асимметрическая композиция. У его подножья – «нижний» город, оснащённый сложной системой входов.
В начале XII в. вожди микенской Греции объединяются и создают своеобразный союз для похода против Трои (VII).
Одним из крупнейших акрополей этого периода является Микенский акрополь.
Микенский акрополь ( 2-я половина XI в. до н. э.)
Акрополь имеет дворец, множество жилых, складских и надгробных сооружений. Благодаря огромному весу камней циклопической кладки, стены акрополя не имеют уширения книзу. Ярким памятником Микен является проход в акрополь: Львиные ворота с пролётом 3,5м и ложным сводом до 6м открытые в 1876г. Шлиманом. (рис13). Ворота украшены 1-ым известным в Эгейском мире каменным рельефом изображающим 2-х львов, как бы охраняют колонну дорического ордера. Вес рельефа 168т.
Ворота находятся перед площадью собраний, посередине которой – могилы героев. Круг из каменных плит, посередине – алтарь с чашей. Недалеко – 4-угольная шахта и на глубине 5,5м – захоронение 3-х воинов. Чуть дальше ещё 5 могил (9 мужчин, 8 женщин и 2 детей).
Погребальные сооружения крито-микенской культуры по форме восходят к древнейшим мегалитическим сооружениям. Одним из таких сооружений является Гробница Атрея в Микенах.
Гробница Атрея в Микенах (XIV в. до н. э.)
Гробница Атрея (сокровищница), над которой был насыпан земляной курган, состоит из шлемовидной основной камеры (диаметр 14,5м, высота13,2м) и небольшого второстепенного помещения, к ним ведёт открытая галерея – дромос длиной 36м шириной 6м. Ложный свод основной камеры и дромос сложены из крупных, хорошо отёсанных каменных блоков, в швы между которыми были вставлены бронзовые розетки.
Вход в камеру высотой 5,4 м перекрыт тяжелым камнем, а над ним устроен разгрузочный треугольник, сейчас пустой. Портал входа оформляли тонкие мраморные колонны (рис.14).
Основным типом жилища на протяжении всего времени крито-микенской культуры и позже оставался мегарон. Перед входом находился 2-хколонный портик, за ним продомос. Далее - одно или несколько жилых помещений. Посередине – очаг. Стены украшались росписью. Освещение – через дверь, дым уходил через отверстие в потолке. Портик часто находился в антах.
Ант – сильно выступающий торец продольных стен греческого и дорического дома или храма.
Особенности архитектуры микенского периода:
1.Сложился новый тип монументальных гробниц;
2.Появляются новые типы оборонных сооружений – акрополи;
3.Появляются (двухнефные) храмы, прообразом которых является мегарон;
4.Новые типы конструкций – ложные своды и купола.
Основные сходные черты всех периодов эгейской культуры:
1.В планировке учитываются природные и ландшафтные особенности местности;
2.Применение одинаковых строительных материалов – кирпич-сырец, камень, дерево для перекрытий и каркаса;
3.Образование единой ордерной системы. Колонны украшаются спиралями, зигзагами, узорами из металлических колец и т. п.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 481;