Криминалистического исследования


 

Уче­ние о по­чер­ке как объ­ек­те кри­ми­на­ли­сти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния вклю­ча­ет в се­бя сле­дую­щие ос­нов­ные ком­по­нен­ты:

¾ по­ня­тие пись­ма и по­чер­ка;

¾ ос­но­вы фор­ми­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК (функ­цио­наль­но-ди­на­ми­че­ско­го ком­плек­са) на­вы­ков че­ло­ве­ка;

¾ ос­нов­ные кри­ми­на­ли­сти­че­ские свой­ст­ва по­чер­ка.

Не­по­сред­ст­вен­ным объ­ек­том су­деб­но-по­чер­ко­вед­че­ской экс­пер­ти­зы яв­ля­ет­ся по­черк, свя­зан­ный с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем од­но­го из наи­бо­лее слож­ных на­вы­ков че­ло­ве­ка — на­вы­ком пись­ма.

Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия пись­мен­но­сти ох­ва­ты­ва­ет пе­ри­од в не­сколь­ко ты­сяч лет, за ко­то­рые че­ло­ве­че­ст­во про­шло путь ис­поль­зо­ва­ния са­мых раз­но­об­раз­ных спо­со­бов пись­ма.

Древ­ней­шей и са­мой при­ми­тив­ной фор­мой пись­мен­но­сти яв­ля­ет­ся пик­то­гра­фи­че­ское, или ри­су­ноч­ное, пись­мо (от ла­тин­ско­го сло­ва "pic­tus" — на­ри­со­ван­ный и гре­че­ско­го "gra­pho" — пи­шу). Данный спо­соб пись­ма реа­ли­зо­вы­вал­ся при по­мо­щи ри­сун­ков, обо­зна­чаю­щих все­воз­мож­ные пред­ме­ты и дей­ст­вия. При этом смысл пик­то­грамм не за­ви­сел от их вос­про­из­ве­де­ния зву­ко­вой ре­чью, в свя­зи с чем они мог­ли тол­ко­вать­ся раз­но­языч­ны­ми людь­ми.

Со вре­ме­нем пик­то­гра­фи­че­ское пись­мо в со­от­вет­ст­вии с воз­рос­ши­ми за­про­са­ми ма­те­ри­аль­ной жиз­ни пре­об­ра­зо­ва­лось в идео­гра­фи­че­ское (от гре­че­ско­го "idea" — по­ня­тие, сим­вол). В от­ли­чие от пер­вой фор­мы, сим­во­ли­че­ский спо­соб пись­мен­но­сти уже имел воз­мож­ность вы­ра­жать и фик­си­ро­вать от­вле­чен­ные по­ня­тия. В ка­че­ст­ве при­ме­ров идео­гра­фи­че­ско­го пись­ма мож­но на­звать древ­не­еги­пет­ские ие­рог­ли­фы, со­вре­мен­ную ки­тай­скую пись­мен­ность, ма­те­ма­ти­че­ские и иные на­уч­но-тех­ни­че­ские зна­ки.

Ис­то­ри­че­ское пре­об­ра­зо­ва­ние идео­гра­фи­че­ско­го пись­ма в со­вре­мен­ное бу­к­вен­но-зву­ко­вое про­ис­хо­ди­ло в не­сколь­ко эта­пов. Пе­ре­ход­ным пе­рио­дом яв­ля­ет­ся ста­дия ис­поль­зо­ва­ния сил­ла­би­че­ско­го спо­со­ба пись­мен­но­сти ("sil­labe" — слог), при ко­то­ром оп­ре­де­лен­ные пись­мен­ные зна­ки обо­зна­ча­ли от­дель­ные сло­ги.

Бу­к­вен­но-зву­ко­вое пись­мо на се­го­дняш­ний день счи­та­ет­ся оп­ти­маль­ной фор­мой пись­мен­но­сти, ко­то­рая по­зво­ля­ет пе­ре­да­вать лю­бую по слож­но­сти речь пу­тем срав­ни­тель­но не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва гра­фи­че­ских зна­ков, со­от­вет­ст­вую­щих зву­ко­во­му со­ста­ву кон­крет­но­го язы­ка.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что тер­ми­ну "пись­мо" при­су­ще не­сколь­ко зна­че­ний. В бы­ту им на­зы­ва­ют про­цесс вы­пол­не­ния ру­ко­пи­си, поч­то­вое от­прав­ле­ние, сред­ст­во за­пе­чат­ле­ния мыс­ли че­ло­ве­ка с по­мо­щью ус­лов­ных гра­фи­че­ских зна­ков и т. д. Об­ще­при­ня­тым на се­го­дняш­ний день в кри­ми­на­ли­сти­ке яв­ля­ет­ся сле­дую­щее оп­ре­де­ле­ние рас­смат­ри­вае­мо­го по­ня­тия: "Пись­мо — это до­пол­ни­тель­ное к зву­ко­вой ре­чи сред­ст­во об­ще­ния лю­дей, осу­ще­ст­в­ляе­мое при по­мо­щи раз­лич­но­го ро­да гра­фи­че­ских зна­ков, от­ра­жаю­щих в оп­ре­де­лен­ной фор­ме зву­ко­вую речь и слу­жа­щих для пе­ре­да­чи этой ре­чи на рас­стоя­ние и за­кре­п­ле­ния ее во вре­ме­ни" [16, с. 7].

Пись­мо как вид ре­че­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка ос­но­ва­но на слож­ной и мно­го­об­раз­ной сис­те­ме ка­че­ст­вен­но не­од­но­род­ных на­вы­ков, в це­лом об­ра­зую­щих пись­мен­ный функционально-динамический комплекс (ФДК). Его струк­ту­ру пред­став­ля­ют три ос­нов­ные груп­пы на­вы­ков:

¾ ин­тел­лек­ту­аль­ная;

¾ пись­мен­но-ре­че­вая;

¾ пись­мен­но-дви­га­тель­ная.

К груп­пе ин­тел­лек­ту­аль­ных от­но­сят­ся на­вы­ки вос­при­ятия, мыш­ле­ния, па­мя­ти че­ло­ве­ка. С. М. Вул от­ме­ча­ет, что ин­тел­лек­ту­аль­ные на­вы­ки от­ра­жа­ют спо­соб по­зна­ния ин­ди­ви­дом ок­ру­жаю­щей его дей­ст­ви­тель­но­сти, обу­слов­ле­ны его лич­ным опы­том и осо­бен­но­стя­ми пси­хи­ки. Не­ко­то­рые свой­ст­ва этих на­вы­ков при­сут­ст­ву­ют в по­ня­тий­но-смы­сло­вых струк­ту­рах тек­ста [4, с. 11].

Пись­мен­но-ре­че­вая груп­па вклю­ча­ет в свой со­став лек­си­че­ские, грам­ма­ти­че­ские (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские), сти­ли­сти­че­ские, ор­фо­гра­фи­че­ские и пунк­туа­ци­он­ные на­вы­ки. В це­лом они диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся по ро­ли, вы­пол­няе­мой ими в пись­мен­ной ре­чи че­ло­ве­ка. Осо­бо важ­ное зна­че­ние име­ют лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские на­вы­ки, без ко­то­рых речь во­об­ще не­мыс­ли­ма. Ор­фо­гра­фи­че­ские и пунк­туа­ци­он­ные на­вы­ки вы­пол­ня­ют вспо­мо­га­тель­ную функ­цию, так как пред­став­ля­ют со­бой вто­рич­ные об­ра­зо­ва­ния, свя­зан­ные имен­но с пись­мом.

Пись­мен­но-дви­га­тель­ные на­вы­ки не­по­сред­ст­вен­но свя­за­ны с гра­фи­че­ской и тех­ни­че­ской сто­ро­на­ми пись­ма. Со­от­вет­ст­вен­но дан­ную груп­пу со­став­ля­ют два ти­па на­вы­ков — тех­ни­че­ские и гра­фи­че­ские.

Под тех­ни­че­ски­ми на­вы­ка­ми по­ни­ма­ет­ся ком­плекс ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных дей­ст­вий че­ло­ве­ка, на­прав­лен­ных на:

— ор­га­ни­за­цию и под­дер­жа­ние нор­маль­ных, ги­гие­ни­че­ски це­ле­со­об­раз­ных ус­ло­вий ак­та пись­ма (об­ста­нов­ка, ос­ве­ще­ние, по­за, по­ло­же­ние рук к по­верх­но­сти сто­ла и т. д.);

— пра­виль­ное об­ра­ще­ние с пись­мен­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми (ору­ди­ем и ма­те­риа­ла­ми пись­ма, сред­ст­ва­ми упа­ков­ки ру­ко­пи­си и т. д.).

Сис­те­ма гра­фи­че­ских на­вы­ков вклю­ча­ет в свой со­став кон­фи­гу­ра­ци­он­ные, про­стран­ст­вен­но-ори­ен­та­ци­он­ные, ко­ор­ди­на­ци­он­ные, ско­ро­ст­ные, рит­ми­че­ские, на­жим­ные и др. В со­во­куп­но­сти они по­зво­ля­ют "изо­бра­жать пись­мен­ные зна­ки на бу­ма­ге чет­ко, бы­ст­ро, кра­си­во, свя­зы­вать бу­к­вы в сло­ва" [3, с. 7].

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть, что струк­ту­ра и за­ко­но­мер­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК име­ют наи­бо­лее важ­ное зна­че­ние для су­деб­но­го по­чер­ко­ве­де­ния, так как имен­но они ле­жат в ос­но­ве по­чер­ка — не­по­сред­ст­вен­но­го объ­ек­та кри­ми­на­ли­сти­че­ско­го по­зна­ния.

В спе­ци­аль­ной юри­ди­че­ской ли­те­ра­ту­ре име­ет­ся мно­го на­уч­ных оп­ре­де­ле­ний тер­ми­на "по­черк". На­при­мер, у Л. А. Вин­бер­га: "По­черк — это за­фик­си­ро­ван­ная в ру­ко­пи­си сис­те­ма при­выч­ных дви­же­ний, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит пись­мен­но-дви­га­тель­ный на­вык" [3, с. 5].

В. Ф. Ор­ло­ва яв­ля­ет­ся ав­то­ром сле­дую­щих двух наи­бо­лее со­вре­мен­ных и на­уч­но обос­но­ван­ных оп­ре­де­ле­ний:

"По­черк — это ин­ди­ви­ду­аль­ный, ди­на­ми­че­ски ус­той­чи­вый зри­тель­но-дви­га­тель­ный об­раз гра­фи­че­ской тех­ни­ки пись­ма, по­лу­чаю­щий реа­ли­за­цию с по­мо­щью сис­те­мы дви­же­ний в ру­ко­пи­си" [8, с. 166].

"По­черк — это ос­но­ван­ная на пись­мен­но-дви­га­тель­ном ФДК и по­лу­чаю­щая ото­бра­же­ние в ру­ко­пи­сях ито­го­вая про­грам­ма их вы­пол­не­ния, со­дер­жа­щая субъ­ек­тив­ный зри­тель­но-дви­га­тель­ный об­раз вы­пол­няе­мых ру­ко­пи­сей и спе­ци­аль­но при­спо­соб­лен­ную для его реа­ли­за­ции раз­вер­ну­тую сис­те­му дви­же­ний" [15, с. 66].

Ука­зан­ные оп­ре­де­ле­ния сфор­му­ли­ро­ва­ны на ос­но­ве слож­ных мно­го­лет­них на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии функ­цио­ни­ро­ва­ния ме­ха­низ­ма пись­ма. По­лу­чен­ные при этом зна­ния о за­ко­но­мер­но­стях фор­ми­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК на­вы­ков че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся ба­зо­вы­ми раз­де­ла­ми тео­ре­ти­че­ских ос­нов су­деб­но­го по­чер­ко­ве­де­ния, по­зво­ляю­щи­ми пол­нее и глуб­же по­знать при­ро­ду и сущ­ность кри­ми­на­ли­сти­че­ских свойств по­чер­ка.

Весь про­цесс фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК в за­ви­си­мо­сти от це­лей и со­дер­жа­ния за­дач обу­че­ния ус­лов­но де­лит­ся на че­ты­ре эта­па: эле­мент­ное пись­мо, бу­к­вен­ное пись­мо, связ­ное пись­мо, ско­ро­пис­ное пись­мо.

На эта­пе эле­мент­но­го пись­ма ос­нов­ные пе­да­го­ги­че­ские за­да­чи сво­дят­ся к оз­на­ком­ле­нию обу­чаю­щих­ся со зву­ко­вым со­ста­вом слов, бу­к­вен­ны­ми обо­зна­че­ния­ми зву­ков, гра­фи­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми пись­мен­ных зна­ков, пра­ви­ла­ми их слит­но­го вы­пол­не­ния, ги­гие­ной и тех­ни­кой пись­ма.

Этап бу­к­вен­но­го пись­ма пред­по­ла­га­ет фор­ми­ро­ва­ние у уче­ни­ков зри­тель­ных пред­став­ле­ний о пра­виль­ной фор­ме и раз­ме­рах пись­мен­ных зна­ков, раз­ви­тие и за­кре­п­ле­ние прак­ти­че­ско­го на­вы­ка их вы­пол­не­ния, рас­по­ло­же­ния от­но­си­тель­но друг дру­га.

На эта­пе связ­но­го пись­ма вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на­вы­ки рав­но­мер­но­го на­кло­на, раз­ме­ра, раз­го­на, рас­ста­нов­ки, на­жи­ма при вы­пол­не­нии пись­мен­ных зна­ков, пра­виль­но­го их со­еди­не­ния в со­ста­ве слов, про­стран­ст­вен­ной ори­ен­та­ции в ру­ко­пи­си и т. д. При этом ав­то­ма­ти­зи­ру­ют­ся на­вы­ки, ра­нее при­об­ре­тен­ные обу­чаю­щи­ми­ся.

Ско­ро­пис­ное пись­мо яв­ля­ет­ся эта­пом окон­ча­тель­ной ав­то­ма­ти­за­ции тех­ни­че­ских и гра­фи­че­ских на­вы­ков. К это­му вре­ме­ни уча­щие­ся уже чет­ко пред­став­ля­ют сло­ва ру­ко­пис­но­го тек­ста в ви­де слу­хо­вых, зри­тель­ных и дви­га­тель­ных об­ра­зов и по­сте­пен­но об­ре­та­ют воз­мож­ность пе­ре­клю­чать свое вни­ма­ние с пись­мен­но-дви­га­тель­но­го про­цес­са на смы­сло­вую и пись­мен­но-ре­че­вую сто­ро­ны пись­ма.

На про­цесс фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК ока­зы­ва­ют влия­ние мно­го­чис­лен­ные фак­то­ры внут­рен­ней и внеш­ней сре­ды. Ком­плекс внут­рен­них фак­то­ров от­но­си­тель­но ус­той­чив и под­раз­де­ля­ет­ся на две груп­пы, свя­зан­ные с ана­то­ми­че­ски­ми и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми обу­чаю­ще­го­ся.

К ана­то­ми­че­ским фак­то­рам от­но­сят­ся: дли­на ко­ст­ных ры­ча­гов; сте­пень под­виж­но­сти сус­та­вов и раз­ви­то­сти мышц; строе­ние глаз и осо­бен­но­сти зре­ния (на­при­мер: кон­вер­ген­ция — све­де­ние осей глаз для улуч­ше­ния вос­при­ятия пред­ме­тов; ак­ко­мо­да­ция — спо­соб­ность гла­за од­но­вре­мен­но чет­ко на­блю­дать на­хо­дя­щие­ся на раз­ном рас­стоя­нии объ­ек­ты; адап­та­ция — воз­мож­ность чет­ко­го вос­при­ятия фор­мы и цве­та раз­лич­но ос­ве­щен­ных пред­ме­тов; би­но­ку­ляр­ность — свой­ст­во зре­ния, по­зво­ляю­щее оп­ре­де­лять рас­стоя­ние ме­ж­ду на­блю­дае­мы­ми объ­ек­та­ми и их взаи­мо­рас­по­ло­же­ние; и т. д.); не­дос­тат­ки зре­ния (в ча­ст­но­сти: ас­тиг­ма­тизм — изъ­ян ро­го­вой обо­лоч­ки или хру­ста­ли­ка гла­за, не по­зво­ляю­щий сет­чат­ке сфор­ми­ро­вать яс­ное изо­бра­же­ние пред­ме­тов; ге­миа­ноп­сия — ут­ра­та час­ти по­ля зре­ния в ка­ж­дом гла­зу вслед­ст­вие раз­лич­ных за­бо­ле­ва­ний нерв­ной сис­те­мы; бли­зо­ру­кость, даль­но­зор­кость, ко­со­гла­зие и др.).

Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские фак­то­ры вклю­ча­ют в свой со­став осо­бен­но­сти вос­при­ятия, пред­став­ле­ния, мыш­ле­ния, па­мя­ти обу­чаю­ще­го­ся, тип его выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти и др.

В от­ли­чие от внут­рен­них, внеш­ние фак­то­ры, влияю­щие на фор­ми­ро­ва­ние пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК, мо­гут из­ме­нять­ся. К ним от­но­сят­ся: по­за, ос­ве­ще­ние, ис­поль­зуе­мый пи­шу­щий при­бор, при­ме­няе­мая ме­то­ди­ка обу­че­ния и иные объ­ек­тив­ные ус­ло­вия про­цес­са пись­ма.

В це­лом внеш­ние фак­то­ры влия­ют на вы­ра­бот­ку пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК при взаи­мо­дей­ст­вии ком­плек­са пси­хи­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских свойств, ка­честв и со­стоя­ний кон­крет­но­го че­ло­ве­ка.

Пси­хо­ло­ги­че­скую струк­ту­ру фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК со­став­ля­ют: "осоз­нан­ная цель са­мо­го дей­ст­вия, в про­цес­се ко­то­ро­го на­вык воз­ни­ка­ет, же­ла­ние и стрем­ле­ние ее дос­тиг­нуть, про­яв­ле­ние ин­те­ре­са к про­из­во­ди­мо­му дей­ст­вию, эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния, вы­зы­вае­мые вы­пол­няе­мым дей­ст­ви­ем, ор­га­ни­за­ция вни­ма­ния, мыш­ле­ния, па­мя­ти, уча­стие во­ли и т. д." [11, с. 15].

По ме­ре ав­то­ма­ти­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК соз­на­ние обу­чаю­ще­го­ся не­сколь­ко сни­жа­ет свои по­зи­ции, в свя­зи с чем про­цесс реа­ли­за­ции на­вы­ка за­ко­но­мер­но ут­ра­чи­ва­ет свой­ст­во пол­ной осоз­нан­но­сти. Но да­же окон­ча­тель­ная ав­то­ма­ти­за­ция пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК не от­де­ля­ет его от соз­на­ния, а лишь час­тич­но раз­гру­жа­ет ин­тел­лект пи­шу­ще­го. По­это­му пол­ное ов­ла­де­ние тех­ни­че­ской и гра­фи­че­ской сто­ро­на­ми пись­ма все­гда пред­по­ла­га­ет на­ли­чие воз­мож­но­сти ос­мыс­лен­но опе­ри­ро­вать со­от­вет­ст­вую­щи­ми ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ны­ми дей­ст­вия­ми, а ко­гда не­об­хо­ди­мо — соз­на­тель­но кон­тро­ли­ро­вать их.

Фи­зио­ло­ги­че­ской ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК яв­ля­ет­ся ус­лов­но-реф­лек­тор­ная дея­тель­ность нерв­ной сис­те­мы че­ло­ве­ка. Со­глас­но уче­нию И. П. Пав­ло­ва о фаз­но­сти в про­те­ка­нии нерв­ных про­цес­сов при вы­ра­бот­ке ус­лов­ных реф­лек­сов, в су­деб­ном по­чер­ко­ве­де­нии раз­ли­ча­ют три ста­дии в фор­ми­ро­ва­нии пись­мен­но-дви­га­тель­но­го на­вы­ка: ге­не­ра­ли­за­цию воз­бу­ж­де­ния, раз­ви­тие внут­рен­не­го тор­мо­же­ния, за­кре­п­ле­ние кор­ко­во­го ди­на­ми­че­ско­го сте­рео­ти­па [1, с. 139]. Сле­ду­ет от­ме­тить, что ука­зан­ные ста­дии в ре­аль­ной жиз­ни че­ло­ве­ка вы­ра­же­ны не­дос­та­точ­но чет­ко, так как обу­че­ние пись­му лишь ус­лов­но под­раз­де­ля­ет­ся на ра­нее пе­ре­чис­лен­ные эта­пы (эле­мент­ное, бу­к­вен­ное, связ­ное, ско­ро­пис­ное пись­мо), осу­ще­ст­в­ле­ние ко­то­рых во мно­гом за­ви­сит от ме­то­ди­ки про­ве­де­ния учеб­ных за­ня­тий.

Осо­бен­но­стью ста­дии ге­не­ра­ли­за­ции яв­ля­ет­ся ир­ра­диа­ция воз­бу­ди­тель­но­го про­цес­са в ко­ре го­лов­но­го моз­га. Воз­ник­нув в до­ми­нант­ном оча­ге, ир­ра­диа­ция ох­ва­ты­ва­ет нерв­ные дви­га­тель­ные цен­тры мышц, в том чис­ле и тех, ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но не уча­ст­ву­ют в ак­те пись­ма. Этим дос­ти­га­ет­ся на­пря­же­ние всех ра­бо­чих ор­га­нов, пре­ж­де все­го пле­че­во­го поя­са и при­выч­но пи­шу­щей ру­ки.

Для ста­дии раз­ви­тия внут­рен­не­го тор­мо­же­ния ха­рак­тер­но по­сте­пен­ное ог­ра­ни­че­ние ир­ра­диа­ции воз­бу­ди­тель­но­го про­цес­са. Тор­мо­же­ние спо­соб­ст­ву­ет уст­ра­не­нию групп мышц, функ­цио­наль­но не свя­зан­ных с пись­мом, не­про­дук­тив­ных дви­же­ний ра­бо­чих ор­га­нов, со­вер­шае­мых в на­ча­ле вы­ра­бот­ки тех­ни­че­ских и гра­фи­че­ских ком­по­нен­тов пись­мен­но-дви­га­тель­но­го на­вы­ка. Ос­но­вой тор­мо­же­ния яв­ля­ют­ся ука­за­ния и по­прав­ки учи­те­ля, са­мо­кон­троль обу­чаю­ще­го­ся.

На ста­дии за­кре­п­ле­ния кор­ко­во­го ди­на­ми­че­ско­го сте­рео­ти­па ста­но­вит­ся воз­мож­ным бо­лее точ­ное вы­пол­не­ние пись­мен­ных зна­ков вслед­ст­вие оп­ти­маль­но­го че­ре­до­ва­ния про­цес­сов воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния. В про­цесс пись­ма во­вле­ка­ют­ся толь­ко не­об­хо­ди­мые груп­пы мышц ра­бо­чих ор­га­нов. Дви­же­ния ста­но­вят­ся со­гла­со­ван­ны­ми и сво­бод­ны­ми. В ре­зуль­та­те про­ис­хо­дит со­вер­шен­ст­во­ва­ние фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го на­вы­ка, за­вер­ша­ет­ся его ав­то­ма­ти­за­ция.

Фи­зио­ло­ги­че­ский ме­ха­низм, обес­пе­чи­ваю­щий ав­то­ма­ти­за­цию пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­дую­щи­ми осо­бен­но­стя­ми:

¾ нерв­ные клет­ки на уча­ст­ках ко­ры го­лов­но­го моз­га, управ­ляю­щих тех­ни­че­ски­ми и гра­фи­че­ски­ми на­вы­ка­ми пись­ма, име­ют по­ни­жен­ную сте­пень воз­бу­ж­де­ния;

¾ кор­ко­вые от­де­лы, осу­ще­ст­в­ляю­щие кон­троль соз­на­ния субъ­ек­та за реа­ли­за­ци­ей дви­же­ний пи­шу­щей ру­ки, на­хо­дят­ся в ней­траль­ном со­стоя­нии, по­это­му вто­рая сиг­наль­ная сис­те­ма их не фик­си­ру­ет;

¾ обес­пе­чи­ваю­щий про­яв­ле­ние на­вы­ка пись­ма ди­на­ми­че­ский сте­рео­тип хо­ро­шо при­спо­соб­лен к из­ме­не­ни­ям внеш­ней и внут­рен­ней сре­ды, в си­лу че­го дви­же­ния пи­шу­щей ру­ки из­би­ра­тель­но ме­ня­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от свойств раз­дра­жи­те­лей.

Фор­ми­ро­ва­ние пись­мен­но-дви­га­тель­но­го на­вы­ка за­кан­чи­ва­ет­ся, по све­де­ни­ям Л. А. Вин­бер­га и М. В. Шван­ко­вой, к 25-30 годам [3, с. 13].

За­ко­но­мер­но­сти реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК яв­ля­ют­ся цен­траль­ной про­бле­мой со­вре­мен­но­го су­деб­но­го по­чер­ко­ве­де­ния. Раз­ре­ше­ние имен­но дан­но­го во­про­са свя­за­но с по­зна­ни­ем пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской сущ­но­сти по­чер­ка, рас­кры­ти­ем при­ро­ды его при­зна­ков. Е. Ф. Бу­рин­ский пи­сал: "За­да­чи по­чер­ко­ве­де­ния впол­не оп­ре­де­лен­ные: най­ти за­ко­ны за­ви­си­мо­сти ме­ж­ду дея­тель­но­стью ор­га­нов, про­из­во­дя­щих пись­мо, и ре­зуль­та­том этой дея­тель­но­сти — по­чер­ком" [2, c. 180].

Оте­че­ст­вен­ные кри­ми­на­ли­сты для изу­че­ния ме­ха­низ­ма пись­ма ис­поль­зо­ва­ли уче­ние И. П. Пав­ло­ва об ус­лов­но-реф­лек­тор­ной дея­тель­но­сти и ди­на­ми­че­ском сте­рео­ти­пе, а так­же тру­ды вид­ных фи­зио­ло­гов со­вет­ско­го пе­рио­да П. К. Ано­хи­на и Н. А. Берн­штей­на, что по­зво­ли­ло раз­ра­бо­тать со­от­вет­ст­вую­щие об­ще­тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния, в це­лом об­ра­зую­щие кри­ми­на­ли­сти­че­скую кон­цеп­цию ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ской ор­га­ни­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го про­цес­са.

Суть этой кон­цеп­ции за­клю­ча­ет­ся в том, что ка­ж­дый акт реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го на­вы­ка че­ло­ве­ка пред­став­ля­ет со­бой слож­ную са­мо­ре­гу­ли­рую­щую­ся функ­цио­наль­ную сис­те­му с уров­не­вой ие­рар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая дей­ст­ву­ет по прин­ци­пу реф­лек­тор­но­го коль­ца.

Пись­мен­но-дви­га­тель­ная функ­цио­наль­ная сис­те­ма пред­став­ля­ет со­бой не ка­кое-ли­бо от­дель­ное ана­то­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние ор­га­низ­ма, а вре­мен­ную со­во­куп­ность раз­лич­ных нерв­ных цен­тров и пе­ри­фе­ри­че­ских ор­га­нов, объ­е­ди­нен­ных в еди­ное це­лое по­лез­ным ре­зуль­та­том дея­тель­но­сти — ру­ко­пи­сью. Имен­но по­лез­ный ре­зуль­тат оп­ре­де­ля­ет осо­бен­но­сти струк­ту­ры дан­ной функ­цио­наль­ной сис­те­мы, т. е. не­об­хо­ди­мый под­бор ра­бо­чих ор­га­нов и ре­гу­ли­рую­щих их дея­тель­ность нерв­ных цен­тров.

По­строе­ние внут­рен­ней струк­ту­ры пись­мен­но-дви­га­тель­ной функ­цио­наль­ной сис­те­мы про­ис­хо­дит в рам­ках двух ос­нов­ных ста­дий, со­от­вет­ст­вую­щих дея­тель­но­сти уз­ло­вых ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских ме­ха­низ­мов:

¾ аф­фе­рент­ный син­тез;

¾ при­ня­тие ре­ше­ния (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Об­щая схе­ма струк­ту­ры пись­мен­но-дви­га­тель­ной

функ­цио­наль­ной сис­те­мы ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка

Р — ре­цеп­то­ры; ПА — про­вод­ни­ко­вые ап­па­ра­ты; ЦНС — цен­траль­ная нерв­ная сис­те­ма; РО — ра­бо­чие ор­га­ны; ПС(УР) — пус­ко­вой сти­мул (ус­лов­ный

раз­дра­жи­тель); ОС — об­ста­но­воч­ные сти­му­лы; Ц — цель дей­ст­вия;

ЭВ — эф­фе­рент­ные воз­бу­ж­де­ния; ОА — об­рат­ная аф­фе­рен­та­ция

 

Сущ­ность ста­дии аф­фе­рент­но­го син­те­за за­клю­ча­ет­ся в кон­вер­ген­ции (схо­ж­де­нии) и по­сле­дую­щей ин­те­гра­ции всех аф­фе­рент­ных ин­фор­ма­ций, при­шед­ших в нерв­ную сис­те­му из внеш­не­го и внут­рен­не­го ми­ра. П. К. Ано­хин вы­де­ля­ет че­ты­ре обя­за­тель­ных ком­по­нен­та аф­фе­рент­но­го син­те­за:

¾ пус­ко­вая аф­фе­рен­та­ция;

¾ ос­та­но­воч­ные аф­фе­рен­та­ции;

¾ до­ми­ни­рую­щая мо­ти­ва­ция;

¾ па­мять.

Пус­ко­вой сти­мул слу­жит кон­крет­ным толч­ком к на­ча­лу фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ак­та. Тео­ре­ти­че­ски им мо­жет быть лю­бой ус­лов­ный раз­дра­жи­тель внеш­не­го или внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка. Он "по­яв­ля­ет­ся в ка­кой-то сте­пе­ни вне­зап­но и вклю­ча­ет­ся в уже имею­щую­ся об­шир­ную сис­те­му аф­фе­рент­ных воз­бу­ж­де­ний, сло­жив­шую­ся до мо­мен­та воз­дей­ст­вия пус­ко­во­го сти­му­ла" [1, c. 309].

Об­ста­но­воч­ные сти­му­лы вклю­ча­ют в се­бя все фак­то­ры, со­став­ляю­щие об­щую си­туа­цию, в ко­то­рой дей­ст­ву­ет пус­ко­вой сти­мул. Они так­же пред­став­ле­ны внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми раз­дра­жи­те­ля­ми, ус­лов­но-при­об­ре­тен­ны­ми на про­тя­же­нии про­шло­го пись­мен­но­го опы­та.

До­ми­ни­рую­щая мо­ти­ва­ция яв­ля­ет­ся сум­мар­ным ком­по­нен­том аф­фе­рент­но­го син­те­за, имею­щим ха­рак­тер ком­му­ни­ка­тив­но-по­зна­ва­тель­ной по­треб­но­сти. Он ор­га­ни­че­ски впле­та­ет­ся в про­цесс об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции и в даль­ней­шем оп­ре­де­ля­ет ее на­прав­ле­ние.

Па­мять — про­шлый пись­мен­но-дви­га­тель­ный опыт че­ло­ве­ка — яв­ля­ет­ся чет­вер­тым обя­за­тель­ным ком­по­нен­том аф­фе­рент­но­го син­те­за. На его ос­но­ве ак­туа­ли­зи­ру­ют­ся имен­но те ме­ха­низ­мы, ко­то­рые спо­соб­ны пол­но­стью обес­пе­чить и сде­лать мак­си­маль­но точ­ным акт пись­ма.

Ис­клю­чи­тель­но важ­ное зна­че­ние в про­цес­се аф­фе­рент­но­го син­те­за име­ет ори­ен­та­ци­он­но-ис­сле­до­ва­тель­ская ре­ак­ция, обес­пе­чи­ваю­щая ак­тив­ный под­бор но­вой по­лез­ной ин­фор­ма­ции об ус­ло­ви­ях, в ко­то­рых дол­жен про­ис­хо­дить про­цесс пись­ма.

Кон­вер­ген­ция (схо­ж­де­ние) всех че­ты­рех ука­зан­ных ком­по­нен­тов в про­цес­се аф­фе­рент­но­го син­те­за на от­дель­ных ней­ро­нах ко­ры го­лов­но­го моз­га и по­сле­дую­щая ин­те­гра­ция это­го взаи­мо­дей­ст­вия при­во­дят к фор­ми­ро­ва­нию це­ли пись­мен­но-дви­га­тель­но­го дей­ст­вия и к при­ня­тию наи­бо­лее эф­фек­тив­но­го ре­ше­ния (см. рис. 1).

Сущ­ность за­дей­ст­во­ва­ния в струк­ту­ре пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ак­та ме­ха­низ­ма "при­ня­тия ре­ше­ния" за­клю­ча­ет­ся в вы­бо­ре наи­бо­лее под­хо­дя­щих сте­пе­ней сво­бо­ды в био­ме­ха­ни­че­ских ис­пол­ни­тель­ных ком­по­нен­тах, ко­то­рые со­став­ля­ют ра­бо­чую часть функ­цио­наль­ной сис­те­мы. За­дей­ст­во­ван­ные сте­пе­ни сво­бо­ды ор­га­низ­ма да­ют воз­мож­ность мак­си­маль­но точ­но и эко­ном­но осу­ще­ст­вить имен­но тот ком­плекс тех­ни­че­ских и гра­фи­че­ских дей­ст­вий и опе­ра­ций, ко­то­рый не­по­сред­ст­вен­но при­во­дит к за­про­грам­ми­ро­ван­но­му ре­зуль­та­ту дея­тель­но­сти — ру­ко­пи­си.

Не­мед­лен­но по­сле при­ня­тия ре­ше­ния о реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ак­та фор­ми­ру­ют­ся два тес­но свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой ней­ро­фи­зио­ло­ги­чес­ких ме­ха­низ­ма: ак­цеп­тор дей­ст­вия и про­грам­ма дей­ст­вия.

Ак­цеп­тор пись­мен­но-дви­га­тель­но­го дей­ст­вия пред­став­ля­ет со­бой ди­на­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние ор­га­низ­ма, по сво­ему со­ста­ву пред­вос­хи­щаю­щее со­во­куп­ность всех аф­фе­рент­ных при­зна­ков ру­ко­пи­си, ко­то­рые бы­ли за­да­ны аф­фе­рент­ным син­те­зом в со­от­вет­ст­вии с си­туа­ци­ей, сло­жив­шей­ся на мо­мент ее вы­пол­не­ния.

Пись­мен­но-дви­га­тель­ная про­грам­ма объ­е­ди­ня­ет все де­та­ли про­цес­са рас­про­стра­не­ния эф­фе­рент­ных воз­бу­ж­де­ний, оп­ре­де­ляю­щих ра­бо­ту со­от­вет­ст­вую­щих пе­ри­фе­ри­че­ских ра­бо­чих ор­га­нов.

В це­лом мо­мент при­ня­тия ре­ше­ния о про­из­вод­ст­ве пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ак­та со­про­во­ж­да­ет­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем об­шир­но­го ком­плек­са воз­бу­ж­де­ний ор­га­низ­ма субъ­ек­та, со­стоя­ще­го из аф­фе­рент­ных при­зна­ков бу­ду­ще­го ре­зуль­та­та — ру­ко­пи­си и из со­во­куп­но­сти спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ных эф­фе­рент­ных воз­бу­ж­де­ний, вы­шед­ших на пе­ри­фе­рию по на­прав­ле­нию к ра­бо­чим ор­га­нам.

Та­ким об­ра­зом, ка­ж­дый акт реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го на­вы­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем эф­фе­рент­ных воз­бу­ж­де­ний ор­га­низ­ма субъ­ек­та, реа­ли­зую­щих про­грам­му про­из­вод­ст­ва ру­ко­пи­си. Па­ра­мет­ры по­след­ней по ме­ре ее вы­пол­не­ния фор­ми­ру­ют три взаи­мо­свя­зан­ных по­то­ка аф­фе­рент­ных им­пуль­са­ций, ко­то­рые в струк­ту­ре функ­цио­наль­ной сис­те­мы идут в об­рат­ном на­прав­ле­нии по от­но­ше­нию к воз­бу­ж­де­ни­ям, сфор­ми­ро­вав­шим дей­ст­вие:

1) струк­тур­но-гео­мет­ри­че­ская ин­фор­ма­ция, вос­при­ни­мае­мая в ос­нов­ном с по­мо­щью зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра;

2) ко­ор­ди­на­ци­он­ная, ско­ро­ст­ная, рит­ми­че­ская ин­фор­ма­ция, вос­при­ни­мае­мая дви­га­тель­ным ана­ли­за­то­ром;

3) на­жим­ная ин­фор­ма­ция, вос­при­ни­мае­мая с по­мо­щью так­тиль­но­го и дви­га­тель­но­го ана­ли­за­то­ров.

В слу­чае по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тов со­пос­тав­ле­ния об­рат­ной аф­фе­рен­та­ции с ак­цеп­то­ром дей­ст­вия про­ис­хо­дит за­мы­ка­ние реф­лек­тор­но­го коль­ца функ­цио­наль­ной сис­те­мы в це­лом. В этой свя­зи пись­мен­но-дви­га­тель­ный акт пись­ма пре­кра­ща­ет­ся и субъ­ект пе­ре­хо­дит к иной фор­ме по­ве­де­ния.

На­ря­ду со слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ны­ми про­цес­са­ми фор­ми­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­ный ФДК на­вы­ков че­ло­ве­ка об­ла­да­ет боль­шим ко­ли­че­ст­вом свойств, имею­щих ос­но­во­по­ла­гаю­щее кри­ми­на­ли­сти­че­ское зна­че­ние при про­из­вод­ст­ве иден­ти­фи­ка­ци­он­ных, ди­аг­но­сти­че­ских и си­туа­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний по­чер­ка. Ос­нов­ны­ми из них в су­деб­ном по­чер­ко­ве­де­нии счи­та­ют­ся:

¾ ин­ди­ви­ду­аль­ность;

¾ ди­на­ми­че­ская ус­той­чи­вость;

¾ из­би­ра­тель­ная из­мен­чи­вость.

Под ин­ди­ви­ду­аль­но­стью по­чер­ка по­ни­ма­ют­ся его ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти и не­по­вто­ри­мость у раз­ных лиц. Это свой­ст­во обу­слов­ле­но раз­но­об­ра­зи­ем субъ­ек­тив­ных и объ­ек­тив­ных фак­то­ров, взаи­мо­дей­ст­вую­щих ме­ж­ду со­бой в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК и прак­ти­ки пись­ма.

Субъ­ек­тив­ный фак­тор вы­сту­па­ет в ви­де ин­ди­ви­ду­аль­ных пси­хи­че­ских, фи­зио­ло­ги­че­ских и ана­то­ми­че­ских осо­бен­но­стей лич­но­сти че­ло­ве­ка. Г. А. Са­мой­лов ука­зы­ва­ет, что на­вы­ки как свой­ст­ва лич­но­сти вы­ра­жа­ют за­клю­чен­ные в них осо­бен­но­сти пси­хи­ки, фи­зио­ло­ги­че­ско­го ап­па­ра­та, ана­то­мии те­ла че­ло­ве­ка, ко­то­рые уча­ст­во­ва­ли в фор­ми­ро­ва­нии то­го или ино­го на­вы­ка [11, с. 9].

Объ­ек­тив­ный фак­тор пред­став­лен раз­но­об­ра­зи­ем ус­ло­вий внеш­ней сре­ды по от­но­ше­нию к фор­ми­рую­ще­му­ся на­вы­ку пись­ма. В. Ф. Ор­ло­ва от­ме­ча­ет, что "все эти ус­ло­вия раз­но­об­раз­ны, мно­го­ком­по­нент­ны, бла­го­да­ря про­стран­ст­вен­ной и вре­мен­ной из­мен­чи­во­сти в ком­плек­се не­по­вто­ри­мы" [15, с. 80].

Ди­на­ми­че­ская ус­той­чи­вость по­чер­ка как свой­ст­во, су­ще­ст­вен­ное для про­ве­де­ния кри­ми­на­ли­сти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, оз­на­ча­ет спо­соб­ность к со­хра­не­нию со­во­куп­но­сти дей­ст­вий, об­ра­зую­щих спе­ци­фи­че­скую струк­ту­ру пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК: их стан­дарт­ность (сте­рео­тип­ность), ста­биль­ность во вре­ме­ни и по от­но­ше­нию к раз­но­об­раз­ным внеш­ним и внут­рен­ним сби­ваю­щим фак­то­рам. В ма­те­ри­аль­ном ас­пек­те ди­на­ми­че­ская ус­той­чи­вость по­чер­ка ос­но­ва­на на ди­на­ми­че­ском сте­рео­ти­пе пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК, ко­то­рый, в со­от­вет­ст­вии с уче­ни­ем И. П. Пав­ло­ва, по­сле сво­его фор­ми­ро­ва­ния "ста­но­вит­ся кос­ным, час­то труд­но из­ме­няе­мым, труд­но пре­одо­ле­вае­мым но­вой об­ста­нов­кой, но­вы­ми раз­дра­же­ния­ми" [9, c. 566]. Вме­сте с тем свой­ст­во ди­на­ми­че­ской ус­той­чи­во­сти по­чер­ка не вы­ра­жа­ет­ся в аб­со­лют­ной сте­рео­тип­но­сти по­след­не­го. В ка­че­ст­ве кон­крет­ных форм про­яв­ле­ния ди­на­ми­че­ско­го ха­рак­те­ра ус­той­чи­во­сти по­чер­ка вы­сту­па­ют ва­риа­ци­он­ность и раз­брос при­зна­ка в пре­де­лах ва­ри­ан­тов.

Ва­риа­ци­он­ность по­чер­ка и его при­зна­ков от­ра­жа­ет спо­соб­ность пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК про­яв­лять се­бя в ру­ко­пи­сях в ви­де раз­но­об­раз­ных ус­той­чи­вых ви­до­из­ме­не­ний. Как ука­зы­ва­ет В. Ф. Ор­ло­ва, "ва­риа­ци­он­ность яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым след­ст­ви­ем ус­той­чи­во­го по­ве­де­ния сис­те­мы, адап­ти­ро­ван­ной по от­но­ше­нию к мно­го­об­раз­ным внеш­ним воз­дей­ст­ви­ям. Адап­та­ция сис­те­мы про­яв­ля­ет­ся в ее дви­же­нии внут­ри об­лас­тей ус­той­чи­во­сти, зна­чи­тель­ные гра­ни­цы ко­то­рых по­зво­ля­ют сис­те­ме нор­маль­но функ­цио­ни­ро­вать" [15, с. 84].

В су­деб­ном по­чер­ко­ве­де­нии вы­де­ля­ют два ви­да ва­риа­ци­он­но­сти по­чер­ка: "про­грамм­ная" и "кор­рек­ци­он­ная". С уче­том то­го что про­грамм­ный ха­рак­тер при­сущ лю­бо­му из этих ви­дов, ука­зан­ные тер­ми­ны яв­ля­ют­ся ус­лов­ны­ми, так как под­чер­ки­ва­ют лишь раз­лич­ную сте­пень уча­стия соз­на­ния в фор­ми­ро­ва­нии и про­яв­ле­нии в по­чер­ке свой­ст­ва ва­риа­ци­он­но­сти в це­лом.

"Про­грамм­ная" ва­риа­ци­он­ность воз­ни­ка­ет соз­на­тель­но. Ее про­ис­хо­ж­де­ние свя­за­но с дея­тель­но­стью вто­рой сиг­наль­ной сис­те­мы субъ­ек­та, его осо­бен­но­стя­ми, про­фес­сио­наль­ны­ми и ины­ми по­треб­но­стя­ми. В ча­ст­но­сти — с не­об­хо­ди­мо­стью час­то­го вы­пол­не­ния до­ку­мен­тов в раз­лич­ном тем­пе с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­ных ва­ри­ан­тов строе­ния по­чер­ка: про­сто­го, уп­ро­щен­но­го, ус­лож­нен­но­го. В. Ф. Ор­ло­ва от­ме­ча­ет, что "про­грамм­ная ва­риа­ци­он­ность мо­жет за­тра­ги­вать как об­щие, ин­те­гра­тив­ные ха­рак­те­ри­сти­ки по­чер­ка, так и ло­каль­ные" [15, с. 85].

"Кор­рек­ци­он­ной" ва­риа­ци­он­но­стью об­ла­да­ет лю­бой, дос­та­точ­но вы­ра­бо­тан­ный по­черк. Она от­ра­жа­ет спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции вхо­дя­щих в со­став пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК ком­по­нен­тов, обес­пе­чи­ва­ет их при­спо­саб­ли­вае­мость к раз­лич­ным внеш­ним и внут­рен­ним воз­дей­ст­ви­ям сре­ды, в слу­ча­ях ес­ли они не пре­вы­ша­ют при­выч­ную нор­му адап­та­ции функ­цио­наль­ной сис­те­мы.

От "кор­рек­ци­он­ной" ва­риа­ци­он­но­сти сле­ду­ет от­ли­чать дру­гую фор­му про­яв­ле­ния ди­на­ми­че­ской ус­той­чи­во­сти по­чер­ка — раз­брос при­зна­ка. Под этим тер­ми­ном в су­деб­ном по­чер­ко­ве­де­нии по­ни­ма­ют "ви­до­из­ме­не­ние при­зна­ка в ру­ко­пи­сях, вы­пол­нен­ных од­ним ли­цом, в пре­де­лах од­но­го ва­ри­ан­та" [13, с. 54]. При­ро­да дан­ной фор­мы за­клю­ча­ет­ся в том, что дви­же­ния пи­шу­щей ру­ки в ак­те пись­ма все­гда име­ют оп­ре­де­лен­ные до­пус­ки — "сте­пе­ни сво­бо­ды", в пре­де­лах ко­то­рых они ко­леб­лют­ся. В этой свя­зи про­ис­хо­дят не­об­хо­ди­мые и не слиш­ком зна­чи­тель­ные от­кло­не­ния мет­ри­че­ских, кон­фи­гу­ра­ци­он­ных и про­стран­ст­вен­но-ори­ен­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик ре­аль­но по­лу­чае­мых пись­мен­ных зна­ков от за­про­грам­ми­ро­ван­ных и по­треб­ных для опо­зна­ния. Па­ра­мет­ры раз­бро­са при­зна­ков по­чер­ка име­ют ве­ро­ят­но­ст­но-ста­ти­сти­че­ский ха­рак­тер, по­это­му они ог­ра­ни­че­ны свое­об­раз­ны­ми пре­де­ла­ми, ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми для ка­ж­до­го пи­шу­ще­го ли­ца.

Изу­че­ние за­ко­но­мер­но­стей ва­риа­ци­он­но­сти и раз­бро­са при­зна­ков как форм про­яв­ле­ния ди­на­ми­че­ско­го ха­рак­те­ра ус­той­чи­во­сти по­чер­ка име­ет очень важ­ное зна­че­ние в про­цес­се ре­ше­ния за­дач су­деб­но-по­чер­ко­вед­че­ской экс­пер­ти­зы, при раз­ра­бот­ке но­вых ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, иден­ти­фи­ка­ци­он­но­го, ди­аг­но­сти­че­ско­го и си­туа­ци­он­но­го ха­рак­те­ра. В этих слу­ча­ях ва­риа­ци­он­ность и раз­брос изу­ча­ют­ся, на­ря­ду с дру­гим зна­чи­мым свой­ст­вом по­чер­ка, из­би­ра­тель­ной из­мен­чи­во­стью.

Из­би­ра­тель­ная из­мен­чи­вость по­чер­ка от­ра­жа­ет спо­соб­ность пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК спе­ци­фи­че­ским об­ра­зом транс­фор­ми­ро­вать­ся, т. е. ви­до­из­ме­нять­ся в ре­зуль­та­те воз­дей­ст­вия пре­вы­шаю­щих при­выч­ную нор­му адап­та­ции функ­цио­наль­ной сис­те­мы раз­но­об­раз­ных внеш­них или внут­рен­них сби­ваю­щих фак­то­ров. В дан­ных об­стоя­тель­ст­вах кор­рек­ци­он­ные пе­ре­строй­ки и раз­брос не дос­ти­га­ют сво­ей це­ли, и ме­ха­низм пись­ма вы­ну­ж­ден, за­дей­ст­вуя свои за­щит­ные ре­зер­вы, от­ве­чать ре­ак­тив­но­стью на влия­ние силь­ных раз­дра­жи­те­лей. При этом в ру­ко­пи­сях на­блю­да­ют­ся час­тич­ные из­ме­не­ния по­чер­ка, ха­рак­тер ко­то­рых за­ви­сит от ви­да и сте­пе­ни воз­дей­ст­вия сби­ваю­щих фак­то­ров, ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей пись­мен­но-дви­га­тель­ных ФДК пи­сав­ших.

 



Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1024;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.029 сек.