Судебно-почерковедческой экспертизы
Между судебным почерковедением и судебно-почерковедческой экспертизой существует тесная взаимозависимость. С одной стороны, практика производства судебно-почерковедческих экспертиз на основе норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства дает богатый материал для научных исследований в области судебного почерковедения. С другой — без соответствующих научных положений невозможно решать задачи судебно-почерковедческой экспертизы. При этом теоретические данные науки преобразуются в методические рекомендации, которые в итоге реализуются в практической деятельности экспертов-почерковедов.
Таким образом, судебно-почерковедческая экспертиза представляет собой "исследование, проводимое экспертом на основе специальных познаний в области судебного почерковедения в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством в целях установления фактов (фактических обстоятельств), имеющих доказательственное значение по уголовным и гражданским делам" [15, с. 107].
Предмет судебно-почерковедческой экспертизы предполагает установление экспертом-почерковедом только фактов (фактических обстоятельств), составляющих его компетенцию. Пределы последней жестко ограничены комплексом вопросов идентификационного и неидентификационного характера, которые реально решаются путем применения имеющихся в судебном почерковедении соответствующих научно-разработанных и апробированных методов исследования. Поэтому, получив постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы, эксперт должен прежде всего проанализировать и уяснить содержание поставленных перед ним вопросов, соотнести их со своей компетенцией, что позволит определить задачу предстоящего исследования и тем самым предмет и методику ее решения.
Следовательно, предметом судебно-почерковедческой экспертизы является решение на основе действующего уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства идентификационных, диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы путем применения соответствующих методов исследования в целях установления фактов (фактических обстоятельств), имеющих доказательственное значение по уголовным и гражданским делам.
Как отмечает А. Р. Шляхов, в рамках любого вида "криминалистической экспертизы решаются своеобразные задачи в зависимости от свойств и признаков исследуемых объектов" [17, с. 6]. В судебном почерковедении под задачей судебно-почерковедческой экспертизы понимается "установление фактов (фактических данных) в соответствии с потребностями следственно-судебной практики (вопросами следователя, суда), предполагающее применение методики судебно-почерковедческой экспертизы" [13, с. 18]. Конкретная задача судебно-почерковедческой экспертизы трактуется как "определяемое экспертом на основе исходных данных в соответствии с предметом экспертизы задание для предстоящего исследования, содержащее цель и условия ее достижения с помощью специальных знаний в области судебного почерковедения" [13, с. 18]. Таким образом, понятия "задача судебно-почерковедческой экспертизы" и "конкретная задача судебно-почерковедческой экспертизы" также взаимосвязаны между собой и соотносятся как общее и частное.
Судебно-почерковедческая экспертиза характеризуется большим количеством и разнообразием задач, систематизация которых позволяет представить методику экспертного исследования почерка в виде целостного и специфическим образом организованного процесса.
В качестве традиционных критериев систематизации выделяются следующие основания: степень общности, степень сложности, частота встречаемости.
Степень общности, являясь основополагающим критерием, позволяет систематизировать задачи судебно-почерковедческой экспертизы по наиболее значимым элементам — целям и условиям, которые образуют исходные данные любого задания, содержащиеся в вопросах, поставленных перед экспертом-почерковедом.
Процесс систематизации целей судебно-почерковедческой экспертизы неразрывно связан с вопросом о классификации экспертных задач, который на современном этапе неоднозначно рассматривается в судебном почерковедении.
Первоначально все задачи судебно-почерковедческой экспертизы подразделялись на два основных класса:
— идентификационные — направленные на установление исполнителя исследуемой рукописи, решение иных вопросов о наличии либо отсутствии тождества сравниваемых почерков;
¾ неидентификационные — связанные с определением свойств, качеств и состояний личности писавшего.
Ввиду неопределенности используемого термина неидентификационные исследования данная классификация не утвердилась в судебном почерковедении.
В настоящее время по данному вопросу существуют две основные точки зрения. Первая заключается в том, что цели судебно-почерковедческой экспертизы, не относящиеся к общепринятым идентификационным задачам, следует дифференцировать на две группы: диагностические, предполагающие определение условий выполнения исследуемой рукописи, и классификационные, связанные с установлением групповой принадлежности исполнителя почеркового материала (пол, возраст, профессия) [15, c. 141].
Вторая точка зрения более предпочтительна. В соответствии с ней все задачи судебно-почерковедческой экспертизы подразделяются на три условно самостоятельные группы: идентификационные, диагностические и ситуационные. Особенностью диагностических исследований является их ориентация на установление максимума сведений о личности писавшего (общефизических свойств, субъективных качеств, социально-демографических данных, психофизиологических и патологических состояний, навыков). Ситуационные исследования направлены на определение объективной обстановки и условий выполнения рукописи (позы, непривычной установки исполнителя на письмо, умышленного изменения им своего почерка) [12, с. 11].
Цели судебно-почерковедческой экспертизы реализуются в определенных условиях, дифференциация которых служит основанием дальнейшей систематизации экспертных задач по степени их общности. В качестве элементов данного критерия выступают вид, характер и объем исследуемой рукописи. С учетом этих позиций группируются многочисленные задачи, различающиеся между собой общностью:
¾ класса экспертного задания (идентификационные, диагностические, ситуационные);
¾ вида рукописи (рукописный текст, краткая запись, подпись);
¾ характера рукописи (буквенная, цифровая, смешанная);
¾ объема рукописи (большой, средний, малый).
Степень сложности является второстепенным основанием систематизации задач судебно-почерковедческой экспертизы по отношению к степени общности. В качестве элементов данного критерия группировки выступают различные позиции, в целом образующие объективный и субъективный факторы. Объективный фактор составляют условия экспертной задачи, наличие либо отсутствие эффективной методики ее решения. Субъективный фактор представлен опытом и квалификацией эксперта. Экспертная практика свидетельствует о том, что чем ниже показатели компонентов указанных факторов, тем выше степень сложности отдельных задач судебно-почерковедческой экспертизы. Например, чем меньше по объему исследуемая рукопись, чем слабее в ней выражены симптомокомплексы информативных признаков почерка, чем ниже квалификация эксперта и меньше его практический опыт, тем проблематичнее решение любой диагностической или ситуационной задачи.
Задачи судебно-почерковедческой экспертизы зависят также от частоты встречаемости в практической деятельности, в связи с чем они дифференцируются на типичные и специфические. К типичным относятся идентификационные, диагностические и ситуационные задачи (идентификация исполнителя рукописного текста; установление подлинности подписи). Специфические экспертные задачи встречаются реже и касаются установления пола, возраста, функциональных состояний личности писавшего и т. д.
В судебном почерковедении принято разделять понятия объекта судебно-почерковедческой экспертизы в широком и узком смысле.
В широком понимании им являются "материалы уголовного либо гражданского дела, направляемые на судебно-почерковедческую экспертизу и относящиеся к ее предмету" [13, с. 46].
В узком смысле в качестве объекта судебно-почерковедческой экспертизы предстает конкретная почерковая реализация — рукопись, в которой материально выражены идентификационные и неидентификационные свойства почерка в той мере, в какой их можно выявить и оценить средствами современной методики в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы [14, с. 111].
Рукописи как непосредственные объекты криминалистического познания подразделяются на рукописные тексты, краткие записи и подписи.
Текст — это вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью буквенных, цифровых или смешанных (буквенно-цифровых) обозначений объемом, соответственно, не менее четырех слов, восьми цифр, трех слов и трех цифр.
Краткая запись — это вид рукописи, содержание которой, как и у текста, зафиксировано буквенными, цифровыми или смешанными обозначениями, отличительными чертами которых являются меньшие количественные параметры объема.
Подпись — это вид рукописи, обозначающий посредством букв или (и) условных графических знаков фамилию, имя и отчество конкретного лица в удостоверительных целях.
Поскольку любые виды рукописи содержатся в документах — вещественных доказательствах, они зачастую сами по себе являются средствами совершения либо сокрытия преступлений (диплом о высшем образовании, предсмертная записка, выполненная преступником от имени жертвы). Поэтому эксперту необходимо твердо знать и неукоснительно соблюдать следующие правила обращения с объектами судебно-почерковедческого исследования:
1. Документ необходимо подробно описать в протоколе осмотра места происшествия, сфотографировать его по правилам масштабной фотосъемки.
2. На документе нельзя удалять имеющиеся пометки или создавать новые, подчеркивать либо выделять слова, ставить оттиски печатей и штампов, так как они могут изменить или скрыть важные для дела и экспертизы признаки.
3. На документе запрещается делать перегибы, а имеющиеся нужно сохранять, так как они иногда позволяют определить последовательность выполнения отдельных частей рукописи.
4. Документ нельзя непосредственно подшивать к делу. Первоначально следует упаковать его в плотный конверт большего размера.
5. Для прочтения и исследования документа необходимо применять не изменяющие его средства и методы (лупу, микроскоп и т. д.).
6. Необходимо учитывать, что на некоторых документах могут быть следы пальцев рук исполнителей, которых необходимо установить.
7. С разорванными, сильно изношенными и сожженными документами следует обращаться с особой осторожностью. В первом и втором случаях их, соответственно, подклеивают на бумагу или на прозрачную пленку с двух сторон. В третьем случае их расправляют и помещают между огнеупорными стеклами, которые скрепляют липкой лентой.
8. Необходимо оберегать документы от длительного воздействия солнечного света, сырости, жары и иных изменяющих факторов, чтобы сохранить первоначальные свойства красителей и других материалов письма.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1051;