Аналитические исследования костного остова
Выявление пропорций в связи с особенностями конституции. Важные конституционные признаки, своеобразие строения головы и индивидуальная характеристика личности зависят от строения костей черепа как основы формы головы. Особенности этого строения имеют большое значение для определения пропорций. Весь череп со своими выпуклостями, со своими перепадами плоскостей и акцентами заключает в сферических костных оболочках самый большой объем.
Лицевая часть черепа - внутренний костный остов - соединяется у человека с передней частью черепного основания от надбровных дуг до слуховых отверстий по вертикали вниз и находит завершение в острие подбородка. Взаимосвязь между анатомическими данными и связанными с ними особенностями пропорций показаны в рисунках автора на чертежной доске. Они заполняют для читателя имеющиеся в этой области пробелы в его знаниях и позволяют нам обратиться к практическим задачам.
В первую очередь нам надо научиться ориентироваться в расчлененном целом. Практичный метод установления пропорций для всего тела сохраняет свою актуальность для головы и черепа, а именно: надо находить отношения равенства и сходства высот, широт и глубин, которые опираются на характерные, органически обусловленные точки: ось глаз как линия половины расстояния между макушкой и острием подбородка, самая большая ширина черепной коробки соответствует расстоянию между макушкой и кончиком носа, длина носа - ширине лба (основание носа - начало корней волос), нижней части лица (кончик носа - острие подбородка) или длине ушей и т. д.
Левая половина рисунка автора на классной доске с изображением развития пропорций головы в связи с архитектурой черепа во фронтальном ракурсе, разделенное на отдельные рабочие этапы (1975), длина 7 м .
Последовательность развития левой половины изображения на классной доске методически исходит из того же принципа получения пропорций, что и при изображении всей фигуры в целом. Первый этап работы охватывает лишь маркировку членения высоты головы и отношения сходства между самым широким растяжением и членением по высоте (слева как вертикальная и горизонтальная оси). Второй этап передает основные объемы черепа по отношению к лицевой части с помощью циркуля. В третьем этапе появляются вертикальные поддерживающие конструктивные формы черепа, в четвертом - горизонтальные структуры, взаимосвязи между формами и перепадами плоскостей, которые совершенствуют архитектуру черепа
Правая половина изображения на классной доске показывает развитие пропорций головы в связи с архитектурой черепа в профильном ракурсе и отдельные части головы (1975)
Изображение пропорций в профильном ракурсе опирается, главным образом, на данные, полученные при фронтальном ракурсе. И здесь устанавливаются соотношения между протяженностью углублений (расстояние между лбом и затылком) и высотой (подбородок - темя). Сюда же относится дополнение скелетной основы с помощью отдельных частей головы. Правая сторона изображения дает анатомические формы и соотношения носа, глаз и рта и указывает перспективными проекциями, прежде всего, на образующиеся пересечения и пространственные движения вперед-назад
Эти проведенные на черепе анализы пропорций наносятся также как и в отношении всей фигуры в качестве членения расстояний высоты, ширины и глубины на вертикальных и горизонтальных осях с помощью циркуля.
Информативная часть, содержащаяся в рисунке для конструкции пропорций и взаимосвязей между формами черепа и головы (см. выше), может быть также использована в будущем для более глубокого понимания методов образования поверхностей при изображении головы. Например, появление складок и морщин при мимике лица можно понять лучше, если знать на основании изучения анатомии, как расположены мимические мышцы лица в районе глаз и рта.
Тогда нетрудно понять, что все складки образуются под прямым углом к направлению сокращений мускулов, находящихся под кожей в данном месте. Плоскостные цветные этюды по изучению пропорциональности являются необходимым звеном для первых изображений головы, когда учащийся еще не осмеливается отрываться от плоскостного изображения физиономического склада лица.
Изложение принципа расположения мимических мышц лица Конструкции пропорций, вошедшие в данные заметки, покрываются прозрачной бумагой, чтобы нанести на нее принцип расположения мимических мышц лица. Это помогает понять построение поверхности лица и направление образующихся на нем морщин.
Работа учащейся художественного техникума по специальности гримера Прозрачная бумага, цветные карандаши
Автор все время стремится к тому, чтобы передаваемая им деловая информация служила затем основой для изобразительного творчества. Ему хотелось бы, чтобы участнику этого процесса были видны не только близкие, но и далекие цели, равно как и хотелось бы облегчить выполнение задач, которые требуют столь большого труда.
В процессе многочисленных действий, связанных с изучением черепа и головы (предварительное знакомство, измерение, наблюдение, контроль, зарисовки, сравнение и т. д.), на основе проведенных анализов вырабатываются у нас объективные глубокие знания. Мы вновь проникаемся сознанием необходимости исходить из целого и воспринимать все в комплексе.
На основании органичного порядка мы учимся понимать соотношение отдельных деталей как составных частей структурного единства и, тем самым, определенного типа. Необходимо также понимание роли всех тех формообразований в общем и в частностях, которые находятся во взаимосвязи с функцией. Из взаимообусловленности функции и формы мы должны выводить биологическое содержание и придавать убедительность предметной форме.
При исследовании пропорций невозможно избежать художественного осмысления таких важных вопросов, как: в чем состоит взаимосвязь между формами, где и как расставлены акценты, передающие движение формы, какой образ принимают главные и побочные, переходные и промежуточные формы. Никакой другой объект не вызывает столько вопросов при его изображении как череп. Поэтому ни при каких условиях не следует пренебрегать его изучением с точки зрения последующего изображения (разумеется, при условии, что мы хотим дать квинтэссенцию формы, а не изображение, списанное у природы).
Иначе наше намерение будет бессмысленным, потому что оно не будет покоиться на знаниях формы. Сумма исследований пропорциональности и вышеназванных других аспектов строения формы черепа находит свое высшее выражение в разработке архитектурной формы. Она содержит важные элементы косвенной экспрессии.
Мы имеем в данном случае дело не с восприятием как таковым, а с переработкой восприятий, произведенной с определенной позиции. Я подразумеваю здесь не субъективную точку зрения, а напротив, общепринятую точку зрения пространственной ориентации, которая образуется естественным путем у каждого при общении с объемным внешним миром.
Для художника дело не в том, чтобы в своем изображении передать явление как таковое, он скорее должен учиться у него, каким образом оно передает содержание своей формы; художник должен научиться различать, где оно проявляет себя открыто, а где нет“.
Работа над архитектурной формой черепа отлично способствует выработке правильного общего подхода художника к изображению натуры. С ее помощью сокращается и облегчается путь от знакомства с сутью явления до его художественного воплощения.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 606;