Исследования акцентов и перепадов плоскостей
По причинам, названным выше, изучение различных формообразующих акцентов и перепадов плоскостей весьма важно. Сюда относятся все замечания, высказанные по поводу следования за формой с помощью карандаша.
Применение графической структуры следует за прохождением выпуклых плоскостей, образующих голову, которые чаще всего в опорных точках и в других изогнутостях дают повод к изменению направления линии или же во всяком случае ведут к ее отклонению. Точное определение места нахождения этих точек значительно облегчается изобразительными и скульптурными упражнениями по архитектонике черепа, проделанными раньше.
Накопленные во время этих упражнений знания следует использовать при создании структуры рисунка. Некоторые важные моменты должны определяться знанием скелета. Строение рисунка опирается на двустороннюю симметричность, то есть на срединную ось головы, от затылка через темя, основание носа, середину рта до середины подбородка.
Ось симметрии устанавливается в ее главном направлении (интенсивность ее выпуклостей, наклонов, боковых искривлений). Далее следует ее пропорциональное деление по высоте с помощью горизонтальных осей, например, оси глаз (середина головы), основание волос, надбровные дуги, крылья носа, рот и подбородок, пространственное размещение и интенсивность выпуклости которых обеспечены визуальным наблюдением. После этих шагов, определяющих весь ход работы, можно быть уверенным в принципиальной правильности подхода к изображению.
Изображения голов по памяти Тема изображения: Воспоминание. Особые характеристики людей, сделанные по памяти после встречи с ними, или зарисовки типов людей, возникших в фантазии, весьма развивают силу воображения. Работа ученика 10-го класса Карандаш на рисовальной бумаге, 42 х 59,4 см
Дальнейшая работа ведется по обе стороны от оси симметрии. Мы устанавливаем соотношение плоскостей отвернутой от нас части лица и повернутой к нам. Где и насколько измененным я найду какой-либо акцент одной стороны на другой стороне лица? Какие различия имеются в пространственно-ритмическом прохождении средней оси, насколько глубоко она врезается в лицо на переносице, насколько выдвигается вперед на спинке носа, как ниспадает к верхней губе, поднимается к ее краю, скрывается в разрезе губ и снова выпячивается вперед?
Как сидит шар глаза с веками в глазнице, какие пересечения плоскостей имеются здесь? Отдельное и частное возникает только из основательно подготовленного целого. Если акценты и оси по высоте намечены и если для усиления объемного действия применена графическая структура, то надо продумать и изменения пространственных уровней с начала и до конца, чтобы можно было представить себе всю систему.
Какие характерные основные перепады уровней имеются в рисунке, где они пересекаются, как я оформлю это пересечение, как я обеспечу отчетливость изменения направлений? Что получится, если промежуточные направления будут включены как изменение основных направлений? Как лучше всего обеспечить пространственный объем основных перепадов по сравнению с побочными перепадами?
Эти вопросы лучше всего решить в предварительных набросках, чтобы в процессе работы не мучится от неизвестности, половинчатости и непоследовательности созданной конструкции. На этом месте следует указать, что прослеживание перепадов уровней плоскостей с целью подчеркивания телесности не является единственной возможностью. Прилагаем поэтому рисунок; который имеет совсем другое графическое решение вопроса.
Выработке пластичности в данном случае способствуют слабые перекрещивающиеся под прямым углом штриховые структуры, которые своими большими, широкими формами подчеркивают голову в три четверти оборота и сокращают богатый нюансами естественный перепад плоскостей до минимума. Это создает необходимость отчетливого видения формы и поверхностей, которое позже сыграет большую роль при применении несмешанных интенсивных красок.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 587;