Объемные пластические исследования архитектоники черепа
После выяснения необходимых обстоятельств дела в связи с исследованиями пропорций надо перейти к тому, чтобы еще лучше познакомиться как с деталями, так и с общим изображением на основании объемных пластических упражнений и выработать всесторонние, т. е., со всех сторон и ракурсов поддающейся воспроизведению представления о строении формы и архитектонике черепа.
На основании опыта я могу утверждать, что это приносит хорошие результаты, ибо во время моделирования необходимо наблюдать предмет с великого множества сторон и ракурсов; такое интенсивное занятие чрезвычайно активирует учащихся.
Объемные макеты для подготовки к рисованию головы. Объемные пластические упражнения всегда были полезными для рисовальщика, так как они способствуют лучшему пониманию архитектуры черепа. В данном случае на схематическое изображение черепа нанесены формы мягких тканей.
Понимание зависимости плоскостей живых тканей от костных форм становится более осознанным. Работы из пластилина учащихся по специальности гримера под руководством одного из сотрудников автора
Черепная коробка и лицевая часть строятся отдельно на основании их конструктивных форм. Этим достигается лучшее соотношение между их объемами и их положением по отношению друг к другу. Только после этого черепная коробка с ее сферической формой, отчетливыми акцентами и ясно выраженными перепадами плоскостей, и заостренная лицевая часть с ее характерными плоскостями сводятся воедино.
Затем начинается проработка остальных форм, их пригонка к целому и их дифференцирование. Последовательный архитектурный метод в будущем положительно проявит себя, когда мы перейдем к воссоздающему рисунку.
Готовая модель черепа может послужить основой для изучения других разделов данной темы и быть полезной как для учителей, так и учеников. Во-первых, надо изготовить гипсовый слепок или череп из папье-маше, чтобы нанести на него мимические мускулы и соответствующие им складки лица. Во-вторых, пластилиновую модель или гипсовый слепок можно использовать для сочетания костной основы с живой тканью лица, если пластически изобразить и наложить на основу, например, нос, глаза и рот и заполнить впадины, например, между скулой и челюстью и на висках моделирующей массой.
Демонстрационный пример автора для усвоения пластики глаза. Пластическая форма глаза и его ближайшего окружения вырабатывается в ходе упражнения по моделированию, которое начинается с простейших форм: изготовление разреза глаза из пластилиновой пластинки с соответствующим шариком глазного яблока (первый этап рабочего процесса)
Разрез век накладывается на глазное яблоко и припасовывается к его шарообразной форме - второй этап рабочего процесса. Наконец вся пластилиновая пластинка выгибается.
Возникает боковая сторона носа, надбровная дуга со складкой между бровями и часть скулы. Таким образом становится понятным, что верхнее и нижнее веки приспосабливаются к шаровидной форме глаза, окруженной глубинами (пространствами)
Эти дополнения для создания впечатления живой модели строятся на основе стабильной костной формы, начиная от глубинной части вплоть до поверхности. Весь процесс имеет большое значение в том смысле, что у нас есть твердая основа, из которой мы исходим при изображении мягких тканей и покровов, и которая при индивидуальных изменениях и изменениях типа лица, вплоть до гротеска, ставит определенные реальные границы фантазии художника.
В-третьих, тем самым дается возможность изобразить пластически самое важное в живой натуре и из анализа вывести возможность синтеза.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 624;