Человеческий голос как музыкальный инструмент
1. Можно ли говорить о человеческом голосе как о музыкальном инструменте?
Конечно, можно, ведь на этом «инструменте» исполняется столько прекрасной музыки. Людьми создано множество инструментов, но они рукотворны, а человеческий голос — первый «музыкальный инструмент» на земле, и инструмент не рукотворный, а Божественный, созданный Богом.
2. Что отличает наш инструмент «человеческий голос» от других музыкальных инструментов?
Во-первых, это материалы, из которых он построен, — живые ткани, находящиеся в постоянном движении. Это создает заботы, которых не имеют исполнители на других инструментах. Главный недостаток начинающих певцов — неумение скоординировать движение мышц, связанных с голосообразованием.
Во-вторых, наш голос выполняет две функции: исполнение музыки и исполнение речевых звуков. Другие инструменты с проблемой слова не сталкиваются. У начинающих певцов сложность в том, что часто речевая функция не совпадает с музыкально-вокальной.
В-третьих, любой музыкальный инструмент строится мастерами по определенным расчетам, и играют на нем только после его постройки и настройки. Певцам же приходится и «строить» свой голос и учиться играть на нем одновременно, а о точных расчетах речь идти не может вообще.
В-четвертых, инструмент в основном невидимый.
3. Что общего у человеческого голоса с рукотворными музыкальными инструментами?
У всех инструментов есть части, несущие одинаковые функции: источник звука, резонаторы, источник энергии (у струнных — струны, корпус, смычок, у духовых — трости, корпус, губы и дыхательный аппарат исполнителя). Все это есть и в человеческом голосе, только увидеть это мы не можем, но можем узнать, изучив анатомию, почувствовать, осознать и услышать.
Задачу певца можно сформулировать так: «Достроить природный “инструмент” и научиться играть на нем».
При самых лучших природных данных голос требует выработки прочных профессиональных вокальных навыков. М. Глинка писал, что голоса от природы несовершенны и требуют обработки. Есть афоризм: «Ремесло является подножием к искусству». В любом искусстве ремесленная техника служит базой, на которой расцветает творчество, и обучение пению — не исключение. Всякий, кто знаком с биографиями известных исполнителей, знает, какой ежедневной, кропотливой работой наполнена их жизнь.
Хотя упорный труд — это только одна из составляющих элементов конечного результата. Важны еще многие составляющие. Одним из важнейших факторов для педагогики является то, что развитие музыкальности ученика должно предшествовать развитию вокальной техники. Учитель обязан строить технику ученика на музыкальном материале, который будет доступен его пониманию.
Как уже говорилось, сложность обучения певца в том, что ему приходится и строить свой «инструмент» и играть на нем одновременно. Выработка правильных певческих стереотипов происходит в процессе специального систематического, многолетнего обучения. Разрушение старых стереотипов и замена их новыми — очень сложная работа для нервной системы. Поэтому отсутствие отвлекающих моментов, полная сосредоточенность в занятиях — важнейшее условие плодотворной выработки навыков.
Итак, мы начинаем строить наши инструменты... Приступая к обучению на любом инструменте, мы изучаем его строение. Начнем это ознакомление с вопроса: «Как правильно “поставить” наш инструмент?» И здесь напрямую встает следующий вопрос: «Что такое хорошая осанка и важна ли она для звукообразования?»
Правильная осанка — это самый важный фактор, определяющий состояние вашей спины. Плохая осанка ведет зачастую к необратимым дегенеративным изменениям костей и суставов позвоночника, вызывает мышечный дисбаланс и напряжение, провисание или перенапряжение мышечных связок, что приводит к боли в спине. А так как наше тело — наш «инструмент», то может ли, например, скрип ка хорошо звучать, если искривить ее корпус?
Ответ очевиден. Приведем выдержки из книги Л. Б. Дмитриева «Основы вокальной методики»: «Вопрос о положении корпуса при пении следует рассматривать с двух сторон — с точки зрения эстетической и с точки зрения влияния позы на голосообразование. Поза певца должна быть естественной, непринужденной, исключающей всякие зажимы внутри, а тем более судорожно сведенные руки, сжатые кулаки и т. д., лишние сопутствующие движения, которые отвлекают внимание и мешают работе.
С точки зрения влияния на фонацию этот вопрос тоже имеет весьма большое значение. Положение корпуса не определяет характер голосообразования, однако поза, при которой брюшной пресс натянут и грудная клетка находится в свободном, развернутом состоянии, может считаться наилучшей для работы. Свободное, но активное состояние корпуса мобилизует мышцы на выполнение фонационного задания.
Внимание к позе, к установке корпуса создает ту мышечную “подобранность”, которая необходима для успешного осуществления такой сложной функции, как певческая. Особенно это важно в первые годы обучения, когда формируются певческие навыки. Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная — трудно рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков.
Мышечная собранность одновременно мобилизует и нервную систему. А мы знаем, что именно в нервной системе и устанавливаются рефлексы, те навыки, которые необходимо привить ученику. Любой спортсмен — например, гимнаст, никогда не начнет упражнений, не подойдя к снаряду гимнастическим шагом и не сделав стойки “смирно”. Эти изготовочные моменты играют существенную роль в исполнении последующей функции.
Рис. 1. Положение ног при пении: а — правильное, б — неправильно
Мышечная дисциплина обостряет внимание, поднимает тонус нервной системы, создает состояние готовности, аналогичное предстартовому состоянию спортсменов. Нельзя начинать петь без предварительной подготовки.
С этой точки зрения важно и положение головы. Певец, задирающий голову или опускающий ее к груди, а еще хуже — наклоняющий ее набок, производит неприятное впечатление. Высоко поднятая голова ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Слишком низко наклоненная голова мешает также звукообразованию, так как влияет на положение гортани. Голову необходимо держать ровно.
Следует обратить внимание и на лицевую мускулатуру. Не должно быть напряжения, гримас. Свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок — необходимые условия верного голосообразования».
Дата добавления: 2023-08-03; просмотров: 499;