Различные упражнения для вокала. «Прикрытие» звука
Упражнения перед началом пения:
1 .Активно вдохнуть и выдохнуть через нос — 6 раз.
2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот — 6 раз.
3. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю — 6+6 раз.
Упражнения для укрепления горла и снятия зажима:
4. «Лошадка» — поцокать языком быстро и громко 10-30 секунд.
5. «Колечко» — напряженно кончиком языка провести по нёбу скользя, дотянуться до мягкого нёба и обратно; с закрытым ртом, несколько секунд.
6. «Зевок» — с закрытым ртом.
7. Губы сомкнуты легко. Про себя сказать «ы».
8. «Лё» (ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло) — повторить энергично несколько раз каждый слог.
Упражнения для челюсти:
9. Подвигать вперед-назад, вниз-вверх, в стороны.
10. Постучать мелко зубами (передними).
11. Укусить яблоко (работает верхняя челюсть).
12. «Горячая картошка» — представить себе, что берете в рот горячую картошку.
Начальный урок. Стойка певчего. Дыхание. 1. Стойка певчего:
- Осанка — упражнение, проверяющее ее.
- Точка опоры — что помогает ощутить (мешок, рюкзак).
- Постановка ног (попросить соседа проверить).
2. Вдох:
- Короткий, как испуг.
- Тихий вдох — «немое кино».
3. Упражнения:
- Упражнение № 1: вдох — задержка —давление на диафрагму — воздух выпускаем медленно струйкой через рот. В упражнении выполнять все, кроме давления на диафрагму, это будет позже.
- Упражнение № 1 + свеча: отработка равномерного, медленного выдоха, известно с XII века, его используют для выработки и контроля за сохранением воздуха в резонаторах. Держим свечу на расстоянии 10-15 см от губ. Медленно, равномерно выпускаем воздух небольшой струйкой через рот, чтобы пламя свечи не колебалось.
- Упражнение № 1 + звук: на одной ноте. Диапазон 3-4 ноты.
Во всех упражнениях следить за синхронным движением в разные стороны воздуха (звука) и диафрагмы. Живот не должен спадать.
Активизация мышц гортани. В упражнении гласный звук должен звучать коротко, а «й» — длинно:
Айя-айё-айю-айе.
Ойя-ойё-ойю-ойе.
Уйя-уйё-уйю-уйе.
Эйя-эйё-эйю-эйе.
Упражнения с заднеязычными согласными в сочетании с переднеязычными и губно-губными.
Крак-крок-крук-крэк.
Брак-брок-брук-брэк.
Драк-дрок-друк-дрэк.
Трак-трок-трук-трэк.
Прак-прок-прук-прэк.
Как-кок-кук-кэк.
Бак-бок-бук-бэк.
Дак-док-дук-дэк.
Так-ток-тук-тэк.
Гак-гок-гук-гэк.
Эти упражнения можно произносить путем переноса ударений со слога на слог.
«Прикрытие» звука. Надеюсь, вы успешно продвигаетесь по стезе вокального мастерства, тогда продолжим овладевать элементарными певческими навыками.
Сегодня нам придется активно включать в работу образное мышление.
Упражнение № 1. Первая часть. Представьте, что вы в лесу и зовете друга, который находится совсем рядом: эге-гей. Изобразите это. Только обязательно с украинским [г]. Почему? А попробуйте сделать это с русским произношением. Как результат? Неудобно? То-то же. Вернемся к упражнению. Повторите еще раз и проследите: какие мышечные усилия прилагались, где условно можно обозначить расположение звука? В этом случае усилия были минимальными, но звук - во рту, как каша.
Часть вторая. Теперь позовем этого же друга, но отошедшего очень и очень далеко: эге-ге-ге-гей..., или перевозчика на другом берегу: пе-ре-во-о-оз... Подольше протяните, чтобы звук скользил. Проследите за тем же. Автоматически купол занял высокое положение, и возник хороший тонус мышц во всем теле. Получилась рупорная система, звучание «издалека». Вы понимаете, что сложно описать мышечное чувство, поэтому найдите слова, которые будут отвечать именно вашим ощущениям. Теперь наши усилия возросли, а звук стал более звонким.
Ощущение «издалека» очень пригодится нам в дальнейшем при пении в высоком регистре.
Упражнение № 2. Давайте разберемся, что такое «открытый» и «прикрытый» звук. Какую характеристику можно дать «открытому» звучанию? «Плоское», резкое, «моно». Подойдет ли нам такой звук для пения в храме? Думаю, вы согласитесь, что нет, не подойдет. Звук нам нужен округлый, звонкий, мягкий, имеющий хорошую полетность, т. е. звук со «стереозвучанием». Этим требованиям отвечает так называемый «прикрытый» звук.
Что такое звук «прикрытый»
Очень трудно объяснить.
Чтоб «прикрытие» найти,
Нужно к «е» прибавить «и».
1) Пропойте на одной ноте звук [и] и прибавьте к нему [е].
2) Найти «прикрытие» поможет итальянское произношение звука [и]. В русском языке [и] звучит плоско, а в итальянском - смягченно, округло, мягко.
Упражнение № 3, и последнее на сегодняшнем уроке. Поищем «плацдарм» для звука [а]. Есть хороший совет известной русской певицы А. В. Неждановой: «Возьмите в рот букву “к” и так пойте».
Попробуем выполнить этот совет. Произнесите звук [к] и проследите, что происходит в ротовой полости: образовался хороший купол, корень языка ушел немного назад. Теперь попробуйте пропеть в этой настроенной рупорной системе на одной ноте звук [а]. Надеюсь, у вас получилось.
Домашнее задание:
- Закрепите все новые упражнения и присоедините их к пройденным раньше.
- Прочтите статью “Слуховой” и “мышечный” типы певцов» в книге «Вопросы церковно-певческого образования» (составитель Л. В. Вовчук. Минск, 2012).
Дата добавления: 2023-08-03; просмотров: 333;