Певческое дыхание. Описание


Теперь рассмотрим проблему дыхания в пении. Вначале проследим, как происходит процесс дыхания в повседневной жизни, так называемое «жизненное дыхание». Чтобы в этом разобраться, возьмем анатомический атлас и посмотрим, что такое диафрагма и где она находится.

Диафрагма — это мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной.

Если представить процесс дыхания схематически и очень упрощенно, то при вдохе диафрагма опускается вниз, воздух наполняет легкие, а при выдохе диафрагма поднимается вверх, соответственно, воздух выходит из легких. Так диафрагма работает, начиная от момента рождения, когда человек сделал первый вдох, и до смерти.

Образно, диафрагму на вдохе можно сравнить с перевернутым открытым зонтиком, а на выдохе — с глубокой перевернутой тарелкой или шляпкой гриба.

Движение диафрагмы непосредственно ощутить нельзя. За ее работу отвечает вегетативная нервная система, благодаря работе которой мы не чувствуем, как растут ногти и волосы и как диафрагма двигается вверх и вниз, и т. д. Только по косвенным признакам мы можем проконтролировать, хорошо ли опущена диафрагма. Один из признаков: если при вдохе живот выпятился — диафрагма опущена.

Рис. 2. Давление по всему периметру диафрагмы: 1 — позвоночник, 2 — диафрагма

Теперь рассмотрим, каким должен быть вдох и выдох при пении. Тип дыхания тоже важен для нас. В старой итальянской школе XII-XVIII вв. дыханию уделялось большое внимание и использовалось, в основном, грудное дыхание.

Древнее пение скорее соответствовало в нашем современном понимании камерному, чем оперному. В XVIII в., в период расцвета колоратуры, отношение к вопросу дыхания усложняется. Начиная с XIX в. тип дыхания становится более низким. Основной причиной перехода явился иной характер голоса, иные требования, предъявляемые к певцам. Большая «опертость звука на дыхание» позволила певцам пользоваться прикрытым звуком и получать мощное звучание.

Различают разные типы дыхания. Ключичное дыхание можно определить, если при вдохе у человека поднимаются плечи. При таком типе дыхания легкие наполняются приблизительно на 1/3 воздухом. Физиологически это неполезно, т. к. в легких происходит застой воздуха, что провоцирует легочные заболевания, да и для пения 1/3 воздуха — маловато.

При типе дыхания реберно-диафрагматическом (название говорит само за себя) легкие полностью наполняются воздухом. В фониатрии этот тип дыхания называется гипервентиляционным, т. к. кровь активно обогащается кислородом, благодаря чему происходит активная вентиляция. Поэтому у начинающих так дышать может поначалу немного кружиться голова.

Проверьте, как вы дышите: для этого положите руку на живот и вдохните, если живот не двигается, значит, дыхание у вас не то, что нам нужно. Если сразу не получится вдохнуть правильно, лучше начать переучиваться лежа, так вы сможете сконцентрироваться на нужной вам группе мышц. На живот положите увесистый том и вдохните быстро, поднимая книгу животом.

Вдох короткий и быстрый, выдох медленный, тонкой струйкой через рот. Сделать так надо несколько раз, если закружилась голова — перестаньте. Хорошо повторять это упражнение несколько раз в день, потом пробовать стоя, и через некоторое время вы сможете спокойно дышать так в жизни. Запомните: главное — качество, а не количество. Как и во всем, что касается занятий вокалом.

Теперь рассмотрим, каким должен быть вдох и выдох при пении. Сейчас мы с вами тоже дышим, но годится ли это дыхание нам для пения? — Нет. Почему? Пение — это активный процесс, и могут ли мышцы быть расслаблены? Нам необходимы хороший тонус мышц и оптимальное количество воздуха. Поищем... Вдохнем медленно и глубоко... Захотелось сразу выдохнуть? — Это перебор воздуха. Сделаем «вдох короткий, как испуг», и замрем. И мышцы активны и воздуха — ни больше и ни меньше чем надо.

Теперь подумаем — задача певца воздух выдувать или сохранять? Мы заинтересованы в том, чтобы на одном дыхании пропеть как можно больше слов, значит — сохранять.

Хотелось бы также отметить, что задача певца, когда мы говорим о работе дыхания, состоит не в том, чтобы куда-то впустить, или выпустить, или направить воздух. А в том, чтобы этот воздух содержать. Потому что не движение воздуха, а сам воздух служит носителем звуковых колебаний. Тот воздух, который внутри нас, та воздушная среда вбирает в себя те вибрации, которые родились внутри нас.

Резюмируем: вдох короткий, как испуг и обязательно тихий (на клиросе никому не доставит удовольствия, если хор даже из пяти человек будет сопеть и «хакать» на каждой фразе, поэтому клиросным «хакерам» — бой без пощады с первых уроков), потом задержка и фонация на вдохе (греч. phone — звук, звучание).

 



Дата добавления: 2023-08-03; просмотров: 328;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.