Главные критерии определения типа голоса
На сегодняшний день главным критерием определения типа голоса остаются фонационные признаки: 1) тембр, 2) примарный тон, 3) диапазон, 4) выдерживание тесситуры, 5) характер звучания голоса на верхах, 6) особенности звучания переходных нот и уровень границы между регистрами.
Однако оценка этих признаков голоса носит всегда субъективный характер, хотя до самого последнего времени применяется педагогами.
Два первых признака в некоторой степени могут быть критериями при определении голоса у необучавшихся или мало обучавшихся пению, а остальные очень неустойчивы и изменяются в зависимости от обучения певца. Никогда не обучавшийся певец в большинстве случаев не выдерживает ни высокой, ни низкой тесситуры, но через известный период тот же самый певец, овладев вокальной техникой, свободна их выдерживает.
У начинающего обучаться пению диапазон очень часто малый — всего два-три гона, а после обучения в его голосе свободно звучат две с лишним октавы.
В большинстве случаев в начале обучения у певца верхние звуки звучат напряженно, крикливо, и только позднее звучание их приближается к требуемому. Хорошее, полное, но в то же время свободное и мягкое звучание верхних нот является вершиной технического мастерства каждого вокалиста и достигается нередко лишь после многих лет упорной работы.
Поэтому характер звучания верхних нот у начинающего певца — весьма шаткий критерий для определения типа его голоса.
Переходные звуки от регистра к регистру обычно ясно отличают необученного певца от опытного. В то время как у первого они резко выделяются, у второго, особенно обладающего хорошей школой (с правильно выработанными условными рефлексами), переходные звуки трудно отличить от других звуков его диапазона.
Таким образом, все последние четыре фонационных признака не могут служить полноценными критериями для определения типа голоса, и если они употребляются, то их следует рассматривать как вспомогательные, основными же надо считать лишь мало изменяющиеся признаки: тембр и примарный тон голоса.
Определение голоса с помощью методов акустики. По данным имеющейся литературы, возможно качественное определение певческого голоса по акустическому методу. Хорошие голоса характеризуются целым рядом акустических свойств (по С. Н. Ржевкину): например, четко выраженной верхней певческой формантой, тем, что певческий звук одинаков по своей физической структуре на всех гласных, и т. д.
Что касается определения типа голоса (т. е. отличие, например, баритона от тенора, меццо-сопрано от драматического сопрано и т. д.), то оно является до сих пор прерогативой исключительно педагогов-вокалистов, им принадлежит первое и последнее слово в этом вопросе. У нас, к сожалению, определение голоса по акустическим признакам не вошло в повседневную практику музыкальных учебных заведений.
Р. Юссон предложил таблицу определения типа голоса, в которой он расположил певческие голоса соответственно с величиной их хронаксии. Юссоном была определена хронаксия у 150 певцов и выведена закономерность: чем выше голос, тем меньше хронаксия, и чем ниже голос, тем растет величина хронаксии. Чем меньше хронаксия, тем больше сокращений в единицу времени может дать мышца.
Таблица соответствия хронаксии (гортанного) нерва и типа голоса (по Р. Юссону)
Нет сомнений в том, что метод определения типа голоса но Юссону может стать большим подспорьем в голосовой диагностике.
Конституциональные признаки (анатомо-физиологические особенности организма в целом, с учетом особенностей нервной системы и желез внутренней секреции). При определении этих особенностей следует иметь в виду, что анатомические и физиологические особенности, передаваемые по наследству, могут изменяться под воздействием внешней среды, окружающей организм, закрепляться при известных условиях и передаваться последующим поколениям.
Особенности, переданные человеку по наследству, например, нервно-психические, в значительной степени влияют на многие стороны его жизнедеятельности и в первую очередь на высшую нервную деятельность.
Внешняя среда, окружающая организм, тоже воздействует на него, оказывая свое влияние (воспитание, обучение и т. д.). Таким образом, окончательное формирование всего физического и нервно-психического облика человека есть результат анатомо-физиологических особенностей, переданных по наследству, и особенностей, возникших в результате воздействия социальной среды.
Железы внутренней секреции, или эндокринные, вырабатывают гормоны, которые, попадая в кровь, принимают участие в регулировании деятельности организма (обмен веществ, функции половых желез и т. д.). К железам внутренней секреции принадлежат: половые железы, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.
Эндокринные железы, вырабатывая свои гормоны, участвуют в регулировании основных процессов организма в тесном взаимодействии с нервной системой и ее высшим отделом — головным мозгом.
Больше всего известно о влиянии на голос половых желез. Действие на голос других желез внутренней секреции еще недостаточно установлено, и вопрос этот требует дальнейшего изучения.
Половые железы, помимо выработки половых клеток, выделяют гормоны, влияющие на развитие вторичных половых признаков (скелета, мускулатуры, гортани и т. д.). Кроме того, гормоны половых желез влияют на особенности психики человека, характеризующие его принадлежность к тому или иному полу.
Половые железы действуют не изолированно, а в тесном взаимодействии со всей эндокринной системой при регулирующем влиянии нервной системы.
Изменения в деятельности половых желез обычно сказываются на голосе. Например, голос изменяется у детей с наступлением полового созревания (мутация голоса). Изменяется голос у кастрированных. Голос их по тембру напоминает детский, но обладает большим диапазоном и силой звука.
Нередко изменения в тембре голоса наблюдаются у женщин после выхода замуж. Голос становится звонче, сильнее, иногда увеличивается его диапазон. В климактерическом периоде, при угасании деятельности половых желез, у женщин также нередко изменяется голос. Он становится более низким, менее звонким.
Установившийся после мутации в юности низкий голос мужчины (бас, баритон) в старости переходит иногда в тенор. Интересующихся вопросами мутации голоса у мальчиков отсылаем к специальным трудам.
Большое влияние на голос оказывает гормональная деятельность задней доли гипофиза, находящегося в области основания головного мозга (влияние на гладкую мускулатуру трахеи и бронхов), щитовидной железы, расположенной вблизи гортани, впереди верхних колец трахеи и имеющей общую с ней иннервацию от блуждающего нерва и, как было уже сказано, половых желез.
От этих трех желез в большой степени зависит голосообразование, так как они влияют на рост гортани, усиливают и ослабляют деятельность гладкой мускулатуры и т. д. Голос изменяется во время заболевания эндокринных желез, при увеличении щитовидной железы, гиперфункции ее (слишком интенсивной деятельности) и гипофункции (ослабленной деятельности).
Для певца, страдающего подобным заболеванием, пение представляет значительные затруднения. Вопрос о том, может ли он заниматься вокальным искусством, решает врач. Разумеется, такой певец должен по указанию врача лечиться.
О влиянии желез внутренней секреции на голос сообщает доктор Амадо. Согласно его исследованиям, большое влияние на голос оказывают гормоны щитовидной железы, коркового слоя надпочечников и половых желез.
Такое влияние особенно заметно в период полового созревания и в период полового угасания. Обследование большого количества певцов показало, что певцы с несколько повышенной секрецией гормонов вышеназванных желез обладали большими сильными голосами. Есть мнение, что систематическое занятие пением может усилить функцию этих эндокринных желез (Джорджио). Отсюда надо сделать вывод, что систематическое, правильное занятие пением увеличивает силу голоса.
Таким образом, определение типа голоса с учетом конституционального фактора очень сложно и требует участия специалиста врача.
Дата добавления: 2023-03-11; просмотров: 581;